Возникновение президентства было процессом закономерным и исторически обоснованным. Традиции белорусской государственности предполагают наличие сильного лидера страны.

В Древней Руси, в том числе в Полоцком и Туровском княжествах, князь являлся центральной политической фигурой. Собственно, первым точно датируемым в летописях историческим событием было призвание Рюрика на княжение. В нем участвовали и жители Полоцка. 862 год, когда это произошло, считается датой и основания города, и начала белорусской государственности.

В Великом Княжестве Литовском происходил процесс укрепления высшей власти. Великий князь обеспечивал собирание земель в едином государстве. Однако затем, с XV века, под влиянием унии с Польшей полномочия главы государства стали размываться. ВКЛ превратилось в олигархию, где реальная власть принадлежала правящим группировкам магнатов. Эта тенденция усилилась после создания в 1569 году Речи Посполитой. Установившаяся там система «шляхетской демократии» фактически означала безвластие, которое парализовало все государственные институты. Король был лишен каких либо реальных полномочий. Это явилось одной из ключевых причин упадка Речи Посполитой и ее последующих разделов.

С конца XVIII века белорусские земли оказались в составе Российской империи. Ею правил император, также часто по исторической традиции называемый царем. Ему принадлежала вся полнота власти, что на том этапе позволило сделать Россию одной из ведущих держав мира. Имеются достаточные данные, чтобы утверждать, что государь император пользовался огромным авторитетом среди белорусского крестьянства. В нем видели источник высшей справедливости, защиты и безопасности. В значительной степени такие настроения крестьян предопределили поражения польских шляхетских восстаний на территории Беларуси.

Продолжение следует.

 

Источник: СБ Беларусь Сегодня.

30 лет назад в нашей стране была введена должность Президента Республики Беларусь.


Наша страна является одной из самых молодых президентских республик. Первые президентские выборы в Беларуси состоялись 10 июля 1994 г. Сам институт президентства динамично развивается все годы с момента принятия Конституции, отражая дух и требования времени. Потому именно Президент остается неизменным лидером по рейтингу народного доверия.
Серия публикаций будет продолжена.

НАШ КОРР.

Для Республики Беларусь институт президентства является достаточно новым. Несмотря на провозглашение Беларуси суверенным и независимым государством в 1990 году, на протяжении еще нескольких лет в стране сохранялась структура высших органов государственной власти, характерная для БССР.

Ситуация изменилась в 1994 году с принятием Республикой Беларусь – новым суверенным государством – важнейшего политико-правового акта, обладающего высшей юридической силой, – Конституции Республики Беларусь.

Конституция 1994 года впервые в истории Беларуси предусмотрела в системе высших органов государственной власти должность Президента Республики Беларусь. Согласно статье 95 Конституции 1994 года Президент являлся Главой государства и исполнительной власти. Для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.

Президент наделялся полномочиями по руководству системой органов исполнительной власти и обеспечению их взаимодействия с представительными органами, назначению должностных лиц, занимающих наиболее ответственное положение в государстве.

Вместе с тем анализ положений Конституции 1994 года позволяет сделать вывод о том, что ее нормы не обеспечивали достаточный баланс интересов различных ветвей власти для политической и экономической стабильности в государстве. В этой связи возникла необходимость перераспределения полномочий между ветвями власти и пересмотра роли Главы государства в обеспечении их взаимодействия и слаженной работы.

В результате конституционно-правовой статус Президента значительно изменился в 1996 году после принятия на республиканском референдуме новой редакции Конституции. Дальнейшее развитие и конкретизацию правовой статус Президента, его полномочия получили в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года «О Президенте Республики Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 7 июля 1997 года № 52-З), принятом на основе и во исполнение конституционных положений.

В новой редакции Конституции сохранены требования к кандидатам в Президенты, установленные Конституцией 1994 года. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом. В тоже время наряду с предусмотренными ранее требованиями закреплены дополнительные требования к кандидатам в Президенты: быть гражданином Республики Беларусь по рождению и постоянно проживать в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Это обусловлено необходимостью обеспечения более тесной связи кандидата в Президенты, призванного отстаивать интересы собственного народа, с Республикой Беларусь, а также направлено на исключение влияния других государств на формирование высших органов государственной власти.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.

Войти с помощью

 


  

Яндекс Реклама