Назло маме отморожу уши: почему Литва закрыла границу?

В конце октября власти Литвы объявили о закрытии границы с Беларусью. Решение действует как минимум до 30 ноября. Формальным поводом названа борьба с контрабандой, «гибридные угрозы» в виде воздушных шаров, якобы используемых для переброски сигарет. Однако даже в самой Литве многие признают: реальная цель звучит иначе – продемонстрировать «жесткость» соседям и одновременно выбить у Брюсселя дополнительные средства на безопасность. Польский печальный опыт ничему не научил.
Цена политических
решений
Напомним, что подобные шаги уже предпринимала Польша, когда на территории нашей страны проходили учения. Последствия оказались болезненными, и прежде всего для простых поляков. Очереди на границе, срывы поставок, рост цен на товары первой необходимости – все это ложится на плечи граждан, а не политиков. Теперь ту же ошибку повторяет Вильнюс.
Пункт пропуска «Шальчининкай» полностью прекращает работу, а деятельность «Мядининкая» будет существенно ограничена. Пересекать границу смогут лишь отдельные категории граждан: дипломаты и лица, доставляющие дипломатическую почту, а также те, кто следует транзитом в Калининградскую область или обратно. Через «Мядининкай» разрешен въезд в Литву гражданам самой республики и других стран ЕС, иностранцам с разрешением на временное проживание, а также обладателям гуманитарных виз. В исключительных случаях возможность пересечения границы может быть предоставлена и другим лицам по согласованию с Министерством иностранных дел Литвы.
Закрытие границы парализовало привычные маршруты жителей приграничья. Для многих дорога – это путь к родственникам, работа, торговля на рынках. Малый бизнес, связанный с перевозками и приграничной торговлей, оказался в подвешенном состоянии. Сотни литовских фур застряли на белорусской стороне, а предприниматели подсчитывают убытки. В социальных сетях решение литовских властей сравнивают с известной поговоркой: «назло маме отморожу уши». И действительно, потери от закрытия границы несут в первую очередь сами литовцы. Предварительно ущерб логистике Литвы составит миллиард евро. Белорусская сторона продолжает обеспечивать стабильное движение через свои пункты, тогда как Вильнюс искусственно создает барьеры.
Европейский след
Нельзя не заметить, что действия Литвы удивительным образом совпадают с линией Брюсселя. После того как Польша закрыла свои переходы, Литва словно получила негласный приказ действовать по аналогии. В итоге создается впечатление, что речь идет не о реальной безопасности, а о демонстративной лояльности «старшим партнерам» и попытке выпросить новые транши на «борьбу с угрозами».
Сейчас Вильнюс пытается убедить Варшаву, что совместные действия по закрытию границ дадут лучший эффект, пишет «Sputnik Литва» со ссылкой на главу МИД Литвы Кястутиса Будриса.
– Мы понимаем, что региональное сотрудничество государств при принятии таких мер придает им дополнительный вес и значительно усиливает эффект. Поэтому мы стремимся к координации с нашими соседями и ведем эти переговоры также и с польской стороной. Надеюсь, что нам удастся достичь соглашения, – цитирует Будриса издание.
Заявление министра неслучайно: недавно премьер-министр Польши Дональд Туск объявил о планах снова открыть два пункта пропуска на границе с Беларусью. Если и совершать ошибку, то не одному – не так обидно.
Политика тормозит
движение
30 октября утро на белорусско‑европейской границе выдалось напряженным: в очередях скопилось свыше 4800 грузовых автомобилей, 1100 легковых машин и около 70 автобусов. Причина заторов кроется не только в закрытии отдельных пунктов пропуска, но и в работе пограничных и таможенных служб соседних стран. Так, по данным Государственного таможенного комитета Беларуси, Польша через переход «Кукурыки» («Козловичи») оформила лишь 57 процентов грузовиков от нормы, а через «Тересполь» («Брест») – всего 39 процентов. В латвийском пункте «Патерниеки» («Григоровщина») показатель оказался ещё ниже – 37 процентов. Что касается Литвы, то за весь день в страну смогли въехать лишь два грузовых автомобиля.
Такая ситуация наглядно демонстрирует: речь идет не о технических сложностях, а о целенаправленном сдерживании движения. В результате страдают не политики, а обычные люди – водители, перевозчики, предприниматели, для которых каждая потерянная минута на границе оборачивается убытками. Но в Вильнюсе, похоже, готовы жертвовать экономикой ради политической картинки.
Соня БЛИК.
Версия для слабовидящих









