Легендарную рогачевскую сгущенку любят покупатели на всем постсоветском пространстве. Правда, иногда под фирменным логотипом за свои же деньги они получают далеко не то, что хотели. Корреспондент "Гомельскай праўды" разобрался в этом липком и сладком вопросе.
Подвальное производство
Молочный детектив
На Рогачевском молочноконсервном комбинате о подделках своей сгущенки знают давно. Чаще информацию получают от российских потребителей, присылающих гневные комментарии на электронную почту предприятия. Однако по фотографиям упаковки сразу становится понятно: сгущенка не из Рогачева.
И. о. начальника сектора экономической безопасности ОАО «Рогачевский МКК» Александр Филеня рассказал, что лжепроизводителей ни два, ни три, их гораздо больше. Одни особо не заморачиваются над этикеткой и тарой, повторяют лишь фирменные цвета и отдельные элементы символики. Другие более мастерски копируют оригинал и даже совершенствуются в этом. Не стыдясь, изготовителем указывают рогачевское предприятие, некоторые даже пишут «Остерегайтесь подделок».
Изучить ситуацию решили российские журналисты. Корреспонденты телеканала «Москва 24» за несколько месяцев сняли четыре программы и показали картину «сгущенкой». Одна из телезрительниц обратилась с жалобой на странный запах и консистенцию лакомства, продававшегося якобы под брендом «Рогачевъ». Экспертиза подтвердила: это фальсификат. В составе обнаружили растительные жиры и крупные многочисленные частицы грязи. Второй лабораторный анализ показал отсутствие натуральных компонентов, но при этом наличие опасных фосфатов и плесени. Не соответствовали молочные консервы написанному на этикетке ГОСТу – производились по техническим условиям, где гораздо меньше требований и шире список ингредиентов.
К слову, без особых проблем журналисты собрали для консультации с экспертом семь разных банок поддельного сгущенного молока.
Телевизионщики и представитель генерального дистрибьютора Рогачевского МКК в России – компания «Юником» отправились выяснять, так что же продается в российской столице под маркой белорусской сгущенки.
Подделки обнаружили в семи торговых точках, расположенных на крытых рынках и оптово-розничных базах. Ситуация вырисовывалась как под копирку. Кое-где на витрине стояла настоящая сгущенка, а с чеком выдавали подделку. Практически везде продавцы не могли предоставить сопроводительные документы. Если они и были, то на оригинальную продукцию.
И все же несколько накладных посчастливилось найти. В одной из них был адрес оптового склада в Мытищах. Там месяц назад представители комбината вместе с ОБЭП в двух торговых точках уже изъяли десять ящиков поддельной сгущенки в мягкой упаковке. А что на этот раз?
Журналистов встретили на базе без восторга, «заботливо» выключили свет, когда те зашли в помещение склада. Но даже в темноте удалось обнаружить фальсификат. Заведующая сначала пыталась отвечать на вопросы, но потом исчезла. Кабинет был закрыт.
А вот еще один документальный след. Но адрес и организация, указанные в накладной, не совпали. На оптовом складе Москворецкой базы съемочную группу послали за подробностями к арендаторам. Правда, их контактов никто не предоставил – в разгар рабочего дня руководства на месте не оказалось. Об этом сообщил голос из переговорного устройства двери.
Продавец другой крупной базы, где часто закупаются предприниматели, рассказал, как приобретают товар. Никому не известный поставщик ходит по рядам и предлагает сгущенку по цене ниже рыночной. Ее охотно берут, она же дешевле. Где это производится и вдруг покупатель отравится подвальным суррогатом, мало кого волнует.
Неподдельный интерес
Александр Филеня подчеркнул: за последние годы сотрудники предприятия выявили на территории России порядка 40 случаев контрафактной продукции. Однако найти ее в продаже – полдела, и даже конфисковать конкретную партию не так сложно, как добиться справедливого наказания.
Как правило, продают неликвид не крупные торговые сети и супермаркеты, а мелкие предприниматели. Но для того, чтобы попасть под уголовную ответственность, у них нужно изъять товар не менее чем на 250 тысяч российских рублей. А сделать это практически невозможно, так как ипэшники закупаются небольшими партиями.
Мы писали о том, что в 2016 году в Дмитровском районе Московской области обнаружено ООО «Рогачевский молочноконсервный комбинат». В госреестре юрлиц значилось, что оно занимается изготовлением молочной, мясной продукции, хлеба. Конечно, и сгущенки тоже. Дельцы украшали банки изображением симпатичных улыбающихся малышей. Наше предприятие обратилось в арбитражный суд – он удовлетворил иск и обязал недобросовестного изготовителя прекратить использование названия белорусского производителя. Правда, в 2019-м двойник, уже переименованный в «Дудлевский молочный комбинат», вновь оказался в поле зрения. Мошенники решили не отказываться от использования товарного знака «Рогачевъ». Федеральная антимонопольная служба вынесла решение: нарушен закон о защите конкуренции.
Под чужим именем
В 2016 году в Люберецком районе полиция вышла на производство по расфасовке сгущенки, опять-таки выпускаемой под именем нашего предприятия. Документов не было. Предприниматель арендовал грязный подвал за 15 тысяч российских рублей. Его деятельность была приостановлена, но уголовной ответственности он не понес.
В том же году фирма из Ульяновска, представившись компаньоном Рогачевского комбината, заключила договор с Саратовским комбинатом на поставку сухого молока. А закрутилось дело, когда продукт забил сепараторы и парализовал рабочий процесс. Звонить заложники ситуации стали в Рогачев. Белорусы доказали свою непричастность. Но на этом как бы и всё.
Три года назад фальсификатор завелся в Смоленске. За использование чужого имени антимонопольная служба наказала его штрафом в 140 тысяч российских рублей. А прошлой весной предприниматель Сулейманов из Нижнего Новгорода был уличен в «производстве» рогачевской сгущенки. Наш комбинат обратился в МВД России, к расследованию подключились местные правоохранители, которые совместно с генеральным дистрибьютором изъяли более 1300 упаковок фальсификата. Суд обязал дельца, который пытался несколько раз обжаловать его решение, выплатить 149 тысяч российских рублей комбинату за нарушение авторских прав.
За честную конкуренцию
В прошлом году предприниматель из Люберец разместил в интернете объявление о продаже «рогачевской» сгущенки. Естественно, ни в каких договорных отношениях с предприятием он не состоял. Представители комбината совместно с ОБЭП сделали контрольную закупку, в результате чего была изъята партия суррогата, и по горячим следам совместно с ОМОНом нашли подпольный цех. Там и банки подделывали, и надписи на крышках выбивали, и этикетки клеили.
В редакцию «Гомельскай праўды» представители комбината прислали видео, рассказывающее о том, как в прошлом году сотрудники полиции в том же регионе Московской области выявили еще одно кустарное производство.
Вот что собой представлял объект: ангар, на полу самодельное оборудование, бетономешалка… В мешках вещество, похожее на сухое молоко, и коричневый мальтодекстрин. Производство шло в антисанитарных условиях, летали мухи.
Обнаружена тара, этикетки, коробки для упаковки с символикой рогачевского предприятия. На втором этаже – жилое помещение со спальней, туалетом и ванной. Затраты минимальные, никакого лабораторного контроля. Ничего, кроме риска для покупателей отравиться лжесгущенкой. Правоохранители завели уголовное дело.
Подделки наносят экономический ущерб предприятию и его репутации, страдают и обычные люди. При этом практически каждую неделю на электронный адрес комбината приходят письма с благодарностями от покупателей из разных регионов, в том числе российских. Собственно, это понятно: качество рогачевского сгущенного молока подтверждается испытаниями аккредитованных белорусских и российских лабораторий.
– Мы несем полную ответственность за всю нашу продукцию, – отмечает Александр Филеня, – и хотелось бы рассчитывать на честную конкуренцию, а также на непредвзятость контролирующих органов: чтобы у мошенников включалась если не совесть, то хотя бы страх заплатить солидный штраф.
Фото предоставлены Рогачевским МКК
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель