Служба психологической помощи помогает решить широкий спектр проблем и

найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Вы можете получить

консультацию специалиста-психолога, который ответит вам на все волнующие

вопросы.

Процесс оказания психологической помощи детям, пострадавшим в результате

насилия сексуального характера проходит в несколько этапов:

  • 1-й этап – сбор информации, для подтверждения факта совершенного насилия;
  • 2-й этап – составление плана психологической беседы;
  • 3-й этап – выбор условий и места для проведения встреч с ребенком;
  • 4-й этап – проведение первичной беседы;
  • 5-й этап – проведение нескольких последующих встреч с ребенком для оказания

ему необходимой психологической поддержки.

1-Й ЭТАП: СБОР ИНФОРМАЦИИ

Сбор информации осуществляется путем ознакомления специалиста с

различными источниками, которые дают информацию:

  • о подтверждении факта насилия;
  • о характере совершенного насилия;
  • об обстоятельствах, в которых произошло насилие;
  • о личности подозреваемого;
  • о непосредственной реакции ребенка на случившееся.

2-Й ЭТАП: СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

Составление плана психологической беседы производится специалистом в

зависимости от выбранных им индивидуальных методов работы. При составлении

плана обязательно учитываются:

  • наиболее важные вопросы, требующие уточнения;
  • уровень развития ребенка для правильной формулировки вопросов;
  • отовность ребенка к признанию.

По факту готовности к признанию дети делятся на четыре группы:

  • готовые рассказать о случившемся во всех подробностях одному или нескольким

людям;

  • готовые сделать частичное признание, преуменьшить либо скрыть информацию

о насилии;

  • психологически не готовые к признанию, поскольку факт их насилия был открыт

без их участия;

  • дети, факт насилия в отношении которых не установлен точно и лишь

подозревается.

3-Й ЭТАП: ВЫБОР УСЛОВИЙ И МЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧ С

РЕБЕНКОМ

К месту проведения беседы предъявляются следующие требования:

  • оно должно отвечать удобствам ребенка;
  • в нем не должна быть чересчур официальная обстановка;
  • не должно быть переизбытка игрушек (исключение – куклы, необходимые при

работе с детьми дошкольного возраста, помогающие ребенку в объяснении факта

насилия).

При выборе времени беседы обязательно должен учитывать режим дня ребенка,

особенно, если речь идет о маленьких детях. Средняя продолжительность

первичной беседы не должна превышать 30 минут.

Присутствие родителей или лиц, имеющих опекунство над ребенком, во время

беседы не допускается (исключение –дети младше 6 лет, испытывающие страх

наедине с посторонними людьми).

4-Й ЭТАП: ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ БЕСЕДЫ

Проведение первичной беседы проходит в несколько стадий:

  • 1-я стадия – установление контакта специалиста с ребенком;
  • 2-я стадия – оценка развития ребенка;
  • 3-я стадия – получение информации;
  • 4-я стадия – завершение беседы;
  • 5-я стадия – анализ полученных сведений .

Цель установления контакта специалиста с ребенком – завоевание его доверия

для возможности дальнейшего общения.

Оценка развития ребенка требуется для определения интеллектуального уровня

ребенка, его жизненного опыта, способности отвечать на задаваемые сложные

вопросы и выявление его психологических особенностей через анализ

соответствия возрасту, развитие памяти, запас знаний, уровень психологической

зрелости, способность понимать и оценивать происходящие события.

Получение информации происходит в процессе спонтанного рассказа ребенка, а

в случае невозможности вызвать его на разговор – путем задавания специалистом

конкретных прямых и наводящих вопросов, используя имеющуюся у него

информацию о случившемся. В случае, когда от ребенка невозможно получить

сведения путем ответа на прямые и наводящие вопросы, специалисту

разрешается использовать вопросы с несколькими вариантами ответа.

Завершение беседы заключается в выражении специалистом признательности

ребенку за сотрудничество вне зависимости от плодотворности состоявшегося

разговора. Главные критерии, по которым осуществляется анализ полученных

сведений – объективность, профессионализм специалиста и опора на конкретные

факты.

5-Й ЭТАП: ПРОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ВСТРЕЧ С РЕБЕНКОМ

Количество последующих встреч специалиста с ребенком для оказания

психологической помощи может варьироваться в зависимости от индивидуальной

ситуации. В среднем полный сеанс по оказанию психологической

помощи включает в себя 6-8 занятий, однако, в некоторых случаях их требуется

больше или меньше. Точное количество необходимых бесед определяется

специалистом, исходя из оценки психологического состояния ребенка и

обстоятельств осуществленного по отношению к нему насилия.

ЦЕЛИ 1-ГО И 2-ГО ЗАНЯТИЙ:

  • 1. Создать у ребенка атмосферу доверия к специалисту и предстоящим встречам с

ним.

  • 2. Оказать ребенку помощь в раскрытии его мыслей и чувств, связанных с

пережитым насилием.

  • 3. Снизить состояние тревоги у ребенка, ослабить его чувство вины, повысить его

самооценку.

ЦЕЛИ 3-ГО И 4-ГО ЗАНЯТИЙ:

  • 1. Дать ребенку возможность говорить о своем отношении к насильнику.
  • 2. Обсудить с ребенком проблемы нарушения доверия к другим людям.
  • 3. Помочь ребенку понять, каким людям можно доверять, а каким - нет.

ЦЕЛИ 5-ГО И 6-ГО ЗАНЯТИЯ:

  • 1. Дать ребенку общее представление о любви и сексуальных отношениях.
  • 2. Помочь ребенку понять разницу между сексуальными отношениями по

взаимному согласию и сексуальному насилию.

  • 3. Помочь ребенку понять, почему некоторые люди способны совершать насилие

по отношению к детям.

ЦЕЛИ 7-ГО И 8-ГО ЗАНЯТИЙ:

  • 1. Помочь ребенку понять, что определенные вещи могут напоминать ему о

пережитом насилии и вызывать чувство страха.

  • 2. Научить ребенка преодолевать негативные чувства, вызываемые этими

воспоминаниями.

  • 3. Объяснить ребенку, как он может противостоять насилию.
  • 4. Помочь ребенку не чувствовать себя одиноким в своем горе.
  • 5. Показать ребенку, что в его личностном развитии возможен прогресс.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ:

  • 1. Любая отвлеченная деятельность, помогающая ребенку проявить себя, а

специалисту – поддержать его и похвалить.

  • 2. Вопросы, позволяющие специалисту больше узнать о его интересах,

увлечениях и личных качествах.

  • 3. Всестороннее обсуждение истории, связанной с насилием и личностью

насильника.

  • 4. Психологические тесты, позволяющие установить, как ребенок представляет

картину совершенного насилия, насколько сильно он испытывает чувство вины,

какие негативные чувства его терзают.

  • 5. Обсуждение с ребенком результатов тестирования.
  • 6. Подбор и применение необходимых методик для избавление ребенка от

негативных мыслей , чувств и преследующих его страхов.

Недостаточно прав для комментирования. Войдите на сайт используя социальные сети.

Войти с помощью

 


  

Яндекс Реклама