Чтобы грамотно совершать покупки и не попасть в неприятную ситуацию, приобретая тот или иной товар, следует знать права, обязанности и основные законы, касающиеся покупателей. В этом поможет Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Куда же обращаться, если приобретенный товар оказался некачественным и как себя вести в этом случае, рассказала заместитель начальника отдела экономики, заведующий сектором торговли и услуг Рогачевского райисполкома Наталья Бубенцова.
[caption id="attachment_53789" align="alignleft" width="377"]
Уполномоченный по защите прав потребителей Рогачевского райисполкома Наталья БУБЕНЦОВА.[/caption]
- Если вы обнаружили, что приобретенный товар некачественный, прежде всего, нужно обратиться к продавцу, у которого он куплен. При этом совсем не обязательно предъявлять чек, достаточно представить свидетельские показания, да и по акцизной марке товара можно выяснить информацию о пункте его продажи. Но стоит заметить, что наличие чека значительно упростит процедуру и сэкономит время. Наличия упаковки тоже не требуется. Если же с продавцом не удалось разрешить ситуацию, тогда можно обратиться в наш отдел.
►- Наталья Анатольевна, как часто рогачевцам приходится обращаться к вам, чтобы уладить конфликт между продавцом и потребителем?
- За прошлый год мы приняли 41 письменное обращение. Большое количество граждан были на личном приеме, в ходе которого их проблемы решались.
►- По каким вопросам обращались?
- Тринадцать обращений касались вопросов торговли и оказания услуг. В основном все обращения граждан имели веские основания, и граждане обращались уже после того, как не смогли решить проблемы самостоятельно. По вопросам торговли наиболее часты обращения по теме возврата денег за некачественный товар, по срокам гарантийного ремонта, по вопросам предоставления достоверной информации о товаре. По качеству оказываемых услуг наиболее часто потребители обращались по вопросам изготовления мебели, а также по ремонту телефонов и установке окон.
►- Скажите, насколько грамотны на сегодняшний день потребители? Всегда ли они правы?
- Стоит отметить, что грамотность потребителей с каждым годом возрастает. Многие рогачевцы приходят в наш отдел, уже зная все пункты Закона «О защите прав потребителей», которые были нарушены. В большинстве случаев подтверждается мнение, что потребитель всегда прав. Однако за 2014 год было шесть необоснованных жалоб, и потребителям в письменном порядке разъяснялась правомерность принятых продавцами решений.
►- В законе «О защите прав потребителей» наверняка много интересного и, к сожалению, зачастую мы обращаемся к этому документу только тогда, когда назревает необходимость. А ведь каждый человек ежедневно является потребителем и в его интересах знать свои права. Расскажите нашим читателям о каких-нибудь интересных моментах закона, которым вы-то точно владеете в совершенстве.
- С удовольствием. К примеру, вы приобрели телевизор с гарантией на три года. Спустя год выяснилось, что товар некачественный. Принимая телевизор обратно в магазин, продавцы обязаны возместить вам стоимость этого товара по его цене на момент возврата. То есть если телевизор стал дороже, то вы получите денежную сумму больше, чем оплатили при его приобретении. Если же товар за это время стал дешевле, то вам возмещается денежная сумма, равная той, которую вы за него заплатили, и ни в коем случае не меньше. Приобрели некачественный товар в кредит? Тогда возвращаются и проценты за пользование кредитом.
Крупногабаритный некачественный товар (весом более пяти килограммов) продавцы после вашего письменного обращения в торговую точку обязаны сами забрать прямо из дома. Если торговый объект находится не в вашем населенном пункте, то вы сами привозите товар, представляете документальное подтверждение затрат на доставку, и продавец должен их возместить.
►- Продукты питания тоже можно вернуть, если они оказались некачественными?
- По закону продукты питания обмену и возврату не подлежат. Если вдруг вы принесли домой какой-то товар пищевой промышленности и обнаружили, что он некачественный, то обращаться следует в санстанцию. Специалисты санитарно-гигиенической службы произведут проверку всей партии, к которой принадлежит приобретенный вами товар, и только после ее результатов будет принято решение, возместить ли ваши затраты. Покупая продукты питания, необходимо в торговом зале внимательно смотреть сроки реализации, просроченных товаров не должно находиться на прилавках. В крайнем случае, тут же сообщите о несоответствии продавцу.
►- Спасибо за содержательную беседу. И последний вопрос, где рогачевские потребители могут получить консультации по вопросам торговли и услуг?
- Каждую вторую и четвертую среду с 8.00 до 11. 00 в кабинете 313 райисполкома ведется прием граждан по вопросам защиты прав потребителей. Также ежедневно, кроме выходных, любой желающий может обратиться по указанному адресу либо по телефону: 4-35-56, чтобы получить консультацию, и ни в коем случае он не останется без внимания.
По теме дня потребителя 2015 года «Здоровое питание – выбор современного потребителя» хочется добавить, что наши потребители не отстают от передовых событий. Все чаще рогачевцы совершают покупки в отделах оздоровительного питания, что подтверждается увеличением ассортимента и объемов товарооборота данной группы товаров. Повышается спрос на соки, фрукты, молочные продукты с наполнителями, улучшающими их потребительские свойства. Уголки «Оздоровительное питание» представлены во многих торговых объектах нашего района: в магазинах ОАО «Альтаир», «Рогачевский», «Ассорти», торговых предприятиях райпо.
Приятных покупок!
Беседу вела
Наталья ПЕТРУЩЕВА.
Фото
Раисы БОРОВОЙ.