С нашими героями мы встретились на их даче в деревне Вишеньки. Хотя это сказочное место язык не поворачивается назвать просто дачным участком — любой поэт или художник наверняка окрестил бы его живописным уголком хозяйского рая, маленьким оазисом для детской души. Во всем чувствуется рука хорошего хозяина: в каждом объекте игровой площадки для самых юных членов семьи — волшебном минидомике, веселых каруселях, крутой горке, аккуратной песочнице и просторной скамейке; в каждом сантиметре ухоженного огорода и пылающей разноцветными огнями клумбы, которую венчает пышная стена алых роз. На козырьке бани, на чердаке которой предусмотрительные хозяева содержат пчелиные улья, ждут своей участи несколько кусков березовой коры.
— Из них я сооружу избушку Бабы Яги, — предугадывает вопрос гостей глава семьи.
Незнающий человек, увидев всю эту красоту, мог бы запросто решить, что здесь живут люди, профессия которых неразрывно связана с землей, с нелегким физическим трудом, верным помощником в котором являются их «золотые руки». Доля правды в этом, конечно же, есть, о чем разговор пойдет ниже. Но только познакомившись с хозяевами, которых выдает интеллигентный внешний вид, не остается сомнений, что перед нами — истинные педагоги, имена которых и сегодня, спустя много лет, помнят их бывшие коллеги и благодарные ученики. Это жители нашего города Виктор Михайлович и Зинаида Ивановна Попковы, чьи посеребренные знатными годами волосы, мудрые морщинки на лице, мягкий, но уверенный голос лишь подчеркивают богатый багаж жизненного и профессионального опыта за плечами.
Любовь к земле у Виктора Михайловича — с самого детства. Уроженец деревни Боровая Буда Кормянского района с малых лет охотно помогал родителям управляться с огородом, вести домашнее хозяйство. И это детское увлечение сыграло решающую роль при выборе его будущей профессии.
Еще во время армейской службы в украинском городе Львове Виктор Попков окончил трехмесячные подготовительные курсы для солдат, которых досрочно демобилизовывали для поступления в высшие учебные заведения. Хорошая школьная успеваемость вкупе с недавно полученными знаниями помогли нашему герою успешно поступить в Белоцерковский сельскохозяйственный институт по специальности агроном. Однако заканчивал он его уже заочно: чтобы помогать пожилым родителям, Виктор Попков вернулся на свою малую родину и пошел работать в родную школу, где как раз освободилось место учителя химии и биологии.
Официальный статус учителя Виктор Михайлович подтвердил дипломом об окончании Витебского педагогического института, программу которого он освоил всего за два года — помогла учеба в первой альмаматер, где он уже сдавал экзамены по похожим предметам.
Бок о бок со своими бывшими учителями в Боровой Буде наш герой проработал тринадцать лет, последние девять из которых — в должности завуча. Возможно, и продолжал бы работать, если бы не семейные обстоятельства, подтолкнувшие Виктора Попкова к переезду в Рогачев.
В нашем городе он прошел трудовой путь от воспитателя в Рогачевской санаторнолесной школеинтернате и далее — инспектора отдела народного образования района до директора Серебрянской средней школы, откуда и ушел на заслуженный отдых.
— Работа руководителя интересная, но трудная, требует больших затрат сил, энергии и наличия не только профессиональных, но и психологических качеств, — отмечает Виктор Михайлович. — Вопервых, хороший директор должен быть дипломатом, знатоком человеческих душ: не поддерживать ни одну из существующих в любом коллективе группировок, всегда занимать нейтральную позицию, одинаково относиться ко всем работникам. Вовторых, руководитель должен обладать высокой ответственностью, не пасовать перед трудностями и вести свое учреждение к успеху. А испытания профессионализма неизбежны – вот мне в свое время выпало проводить первый в районе эксперимент, связанный с объединением школы и детского сада в Серебрянке, но мы справились и более того — поддерживал в большом коллективе, подавляющее большинство в котором составляли женщины, атмосферу дружественности и взаимоуважения. Поиски новых возможностей для школы увенчались тем, что я наладил партнерские отношения с немцами, которые впоследствии стали приглашать сельских школьников на оздоровление. Втретьих, директор как лицо школы должен строго следить за своим внешним видом. Хоть я ребятам никогда не указывал, как нужно одеваться, они всегда брали с меня пример: носили костюмы, сорочки, галстуки.
На счету нашего героя, педагогический стаж которого перешагнул за сорок лет, — множество профессиональных наград, центральное место среди которых занимает нагрудный знак «Выдатнік народнай асветы БССР». Однако об успешности любого педагога судят не по количеству завоеванных им грамот и орденов, а по отношению к нему учеников. Воспитанники Виктора Михайловича и сегодня при встрече благодарят его за то, что помог стать им хорошими людьми.
— Прежде всего, педагог должен любить детей — они это чувствуют, — делится Виктор Михайлович профессиональными секретами с молодым поколением учителей. — При первом же знакомстве с детским коллективом наставник должен показать себя хорошим и справедливо требовательным. Учитель не должен только физическим видом влиять на психологию ребенка — так не получится расположить его к себе. Самый действенный способ завоевать юную душу – найти к ней особый психологический ключик и подход. Если нет этого желания, и отсутствует доброжелательное отношение к каждому ученику — хорошего педагога не будет. Очень важно научиться жить жизнью детей, понимать их. Тогда ребенок пойдет навстречу и сам откроет перед вами душу, где мудрый учитель с легкостью посеет семена знаний и добра. Это действует даже с самыми отъявленными сорванцами, которых таким образом можно приручить и избавить от дурных мыслей и поступков.
У супруги Виктора Михайловича путь к педагогике тоже не был прямым. Первая профессия Зинаиды Ивановны была далека от ремесла учителя. Ни уговоры сестры, пророчащей ей будущее библиотекаря, ни наставления дяди, советующего поступать в техникум советской торговли, где он сам преподавал, — ничто не остановило молодую уроженку деревни Березовый Гай Курганского сельсовета Рогачевского района достичь своей цели. Казалось, сама судьба подтолкнула ее на театральную сцену — мало кто удивился, когда самая активная девочка в школе, главный участник школьных номеров художественной самодеятельности, лучшая спортсменка, секретарь комсомольской организации связала свою жизнь с режиссурой.
Однако роль многообещающей артистки сместилась на второй план, когда нашей героине предложили стать директором городского пионерского лагеря. Работа с детьми не просто увлекла ее, а помогла осознать свое предназначение. Не долго раздумывая, Зинаида Ивановна поступает с Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины на факультет методики начального обучения.
По окончании учебы наша землячка восемь лет проработала методистом в городском Доме пионеров, после чего была назначена директором Рогачевской районной очнозаочной школы, которой посвятила более тридцати лет профессиональной жизни.
Успехи на ниве педагогики ознаменовались для Зинаиды Попковой двумя значимыми наградами — нагрудными знаками «Выдатнік народнай асветы БССР» и «Отличник народного образования СССР», а также множеством других наград.
Жизнь не сразу свела вместе Виктора Михайловича и Зинаиду Ивановну, уготовив им расставание сроком на десять лет с момента первого знакомства и до дня свадьбы.
Первая попытка молодого человека завладеть сердцем девушки не увенчалась успехом — на тот момент у нее уже был кавалер. Это случилось в 1964 году, когда завуч Боровобудской средней школы Виктор Попков привез детей на школьную конференцию в Рогачев.
Получив отказ, наш герой уехал, а спустя какоето время женился на дальней родственнице Зинаиды Ивановны. Она тоже вышла замуж.
Однако судьбе было угодно, чтобы наши герои шли по дороге жизни вместе. Оправившись после смерти супруги, покинувшей его через десять лет с двумя детишками на руках, Виктор Михайлович однажды встречает брата Зинаиды Ивановны, от которого узнает, что та тоже осталась вдовой после гибели мужа и уже пять лет живет одна.
Желая попытать счастье снова, Виктор Попков едет в Рогачев. Встретившись спустя столько лет, наши герои почувствовали себя нечужими друг другу людьми, и с тех пор больше никогда не расставались.
— Признаюсь, меня очень покорили дети — Сашенька и Людочка, — вспоминает Зинаида Ивановна. — Они сразу прониклись ко мне хорошим отношением, стали называть мамой.
Вскоре на свет появились двойняшки Игорь и Дима, еще больше сплотившие новую семью, которая 10 апреля следующего года отметит сорокалетие со дня создания.
Сегодня главным богатством и отрадой наших героев являются четверо детей, восемь внуков и двое правнуков. Все дети получили высшее образование: Людмила и Александр связали свою жизнь с педагогикой, Игорь — с правом, а Дмитрий — с медициной.
Со дня на день все Попковы соберутся за большим праздничным столом, чтобы отметить сразу три семейных праздника — День учителя и юбилеи родителей: 7 октября исполняется 70 лет Зинаиде Ивановне, а 9го — поздравления с 75летним юбилеем будет принимать Виктор Михайлович.
Думаю, совсем не случайно все три даты соседствуют друг с другом в календаре: значит, сам Бог велел нашим героям посвятить свою жизнь образованию и воспитанию детишек. И пусть они не сразу пришли к этому выбору, пытаясь наладить мосты дружбы с другими профессиями, не сразу соединили свои жизни в одну, сначала обогатившись опытом первых семейных отношений, зато, сделав такой шаг однажды, Виктор Михайлович и Зинаида Ивановна Попковы верны ему и сегодня.
Виктория РОГОЖНИКОВА.
Фото Василия РОГОЖНИКОВА.