Преодолевая маршрут религиозного туризма Рогачевщины, нельзя не вспомнить про два уникальных храма, судьба которых была непростой, но очень интересной. Речь идет о Божьих домах в Поболове и Лучине. Каждый храм неповторим и имеет богатое прошлое. Более подробно –
в нашем материале.

Храм святых апостолов
Петра и Павла в Поболове


По сведениям Рогачевского музея Народной Славы, первое упоминание о храме относится к концу XIX века. По указу императора и по инициативе действующего в то время помещика – землевладельца Кутая – в Поболове в 1887 году был построен большой деревянный храм.
По рассказам местного старожила Владимира Ждановича, руководила строительством жена помещика. Отец Владимира Ильича в 12-летнем возрасте помогал в этом богоугодном деле, в частности, подвозил воду, которой гасили известь для закладки фундамента.
Церковь имела крестообразный вид. Ее площадь составляла 112 квадратных метров. Имелся престол и три позолоченных купола.
По воспоминаниям М.Ф. Пелогейчик, храм был высокий – с трехэтажное здание. Возле церкви часто устраивались воскресные ярмарки. На богослужении в храме пело два церковных хора.
После революции церковь была закрыта.   
Одна из прихожанок рассказывала, как бабушки просили открыть заколоченную церковь. Какие только муки не пришлось испытать верующим! Во время богослужений включали громкоговоритель, музыкой заглушали проповедь священника. Верующих в храм не пускала милиция, учителя школы проводили антирелигиозную агитацию. Несмотря на все гонения, сельчане не отступили от веры: согласно церковным спискам, в 1926 году в поболовском храме числилось около 500 прихожан.
В 1937 году церковь была закрыта и переоборудована под клуб. Купол и кресты уничтожены. Храм был разорен.
До 1940 года при церкви действовала церковно-приходская школа – единственная в окрестности.
С началом Великой Отечественной войны храм вновь открылся. Но позже немцы превратили его в продуктовый склад, затем – в больницу для лечения раненых солдат.
После освобождения Рогачевщины администрация Поболовского сельсовета предложила верующей общине принять пришедшее в негодность здание церкви в свое пользование. А 12 апреля 1945 года храм был зарегистрирован.
Общими усилиями верующие привели здание в порядок, сделали ремонт.
Но 10 мая 1949 года, как вспоминают прихожане, уполномоченный райкультотдела Киселев вызвал к себе настоятеля поболовского храма Анания Пилипенко и объявил, что церковь передается под клуб. А уже 12 мая Киселев в сопровождении секретаря сельсовета Павла Пилипенко пришел к церковному зданию и потребовал от священника ключи от храма. Однако священник спросил управляющего: «Вы же назначили передачу церкви на 13 мая, мы ведь не успели убрать всю утварь…», на что Киселев лишь развел руками, мол, так бывает. Ключ был отдан и церковь открылась для разграбления и разрушения. Божий дом сначала использовали как клуб, затем – как зернохранилище.
От безысходности прихожане написали письмо в Москву главе Верховного Совета СССР Ворошилову. Верующие просили вернуть церковное здание, писали, что их малая родина во время войны была залита кровью наших отцов и дедов, за души которых негде теперь и помолиться. Письмо отправлено 12 мая 1956 года за подписью 53 человек. Письменного ответа не последовало, однако дальнейшие события стали понятнее любых слов: в 1956 году дан приказ разрушить церковь.
С 1960 по 1990 годы богослужения совершались в частном доме, приобретенном на денежные средства прихожан.
А в начале 90-х началось возведение нового здания церкви. В 1991 году строительство было завершено, церковь освящена епископом Гомельским и Жлобинским Аристархом в честь святых апостолов Петра и Павла.
Храм относится к ретроспективно-русскому стилю. В первую очередь обращают на себя внимание луковичные главки, установленные над основным объемом, алтарной апсидой и притвором. Боковые фасады украшают кирпичные арки. При храме есть крестильный домик.
Настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла в Поболове уже четверть века является протоиерей Владимир Руденок.

Храм Казанской иконы
Божией Матери в Лучине

Фото Раисы БОРОВОЙ.


В книге «История деревни Лучин», авторами которых являются педагоги Лучинской базовой школы Светлана Варикова и Галина Тамашкова, есть очень познавательная статья об истории местного храма. Предлагаем ознакомиться с фрагментами этого ценного исследования.
Так, церковь в Лучине существовала еще в период раздробленности Киевской Руси. Построена она была при известном смоленском князе Рюрике Ростиславовиче по одним источникам в 1172-м, по другим – в 1173 году. Интересно, что поводом для строительства стало рождение ребенка, будущего князя Ростислава Рюриковича, который при крещении получил имя Михаил. Поэтому церковь и стала именоваться Свято-Михайловской – в честь святого Михаила.
В 1562 году Лучин вместе с храмом был разграблен и сожжен крымскими татарами. А в 1593 году населенный пункт упоминается как село уже со Свято-Николаевской церковью.
По воспоминаниям жительницы Лучина Бориковой Марии Исаковны, церковь в Лучине была очень красивая. Священниками были Буренок, затем Стратанович, а последний – Федорович. Было в церкви два интересных обычая. Если вдруг свадьба – шли в церковь, и там после церемонии невеста должна была каблуком зацепить коврик, который готовили заранее, и протянуть его вокруг стола. Это для того, чтобы семья была крепкой, и чтобы подруги замуж вышли.  А еще старожил деревни запомнила, что после рождения ребенка носили крестить в церковь. Там-то гости и узнавали, кто новорожденный: если мальчик – его несли к алтарю, а если девочка – к иконе.  
В истории этого Божьего дома и скрывается то черное пятно, в котором многие местные жители видят причину неудач, обрушившихся на их малую родину.
Произошло это после революции, в 1920 году. Трое сельчан ночью вломились в дом священника Ивана Стратановича и убили его вместе с дочерью Софьей, учительницей Лучинской приходской школы. Они похоронены при старой церкви, где сегодня находится стадион. Мощи перезахоронили при старом кладбище.
Свято-Никольский храм был разрушен немцами в 1943 году. Для строительства моста через Днепр враги использовали бревна храма. А у жительницы Лучина Лебедевой Веры Яковлевны сохранилась книга, по которой отправлялась служба в старом храме, а также фрагмент иконы. Эту святыню ее мать всю войну за плечами проносила, и именно она помогла ей выжить в тяжелые времена.
С тех пор, как не стало в Лучине храма, местных жителей не покидала надежда на его восстановление. Среди старожилов бытовало поверье, что деревня без церкви обречена на вымирание. Лишение Лучина статуса самостоятельного административного центра, череда трагических происшествий на его территории и другие безотрадные факты лишь подтверждали эту мысль. Да и демографическая ситуация в агрогородке играла не в одной команде с фортуной: количество жителей уменьшилось с 1146 человек в 1988 году до 800 в 2015-ом.
Мысль возродить свою малую родину не покидала лучинца Владимира Казакова долгие годы. Он, как и его односельчане, видел спасение деревни в появлении нового храма. Вместе с сыном Александром Владимир Андреевич решил воплотить эту благородную идею в жизнь. Не жалея финансовых средств, день за днем они уверенно шли к цели. Однако в семью Казаковых пришла беда: Владимир Андреевич тяжело заболел и в 2015 году покинул этот мир. Но перед уходом он успел увидеть главное – дело его жизни начало давать плоды: был заложен фундамент будущего храма.
В мае 2016 года начались строительные работы по ограждению культового объекта, что стало настоящим праздником для жителей Лучина. А в августе владыка Стефан, епископ Гомельский и Жлобинский, совершил чин освящения основания храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
Благодаря спонсорской помощи семьи Казаковых и молитвам сельчан в августе 2017-го Лучин озарился светом куполов – в центре агрогородка вырос долгожданный храм. История его строительства богата интересными сюжетами. Любопытно, что за основу архитектор Андрей Реутенок взял храм Архангела Михаила в агрогородке Тихиничи, который сверху напоминает крест. Однако из-за меньшей площади храм в Лучине построили в виде полукреста.
Изначально цвет крыши должен был быть красным – таким видел ее меценат Александр Казаков. Однако настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Лучине Александр Атрощенко объяснил, что по церковным канонам храмы во имя Богородицы должны быть синих или фиолетовых оттенков. Так у церкви появилась синяя крыша.
Купола изготовили опытные мастера – отец и сын Вячеслав и Дмитрий Побединские из Беларуси, Николай Мирошниченко и Сергей Кочан из Украины.
Росписью храма занимались 27 художников из Грузии, Литвы, России. Лики святых, а это более 20 образов, написал известный российский иконописец Дмитрий Веретенников. Стены храма также украшают 9 библейских сюжетов.
Обрамление иконостаса выполнил именитый резчик по дереву Андрей Моложавый, на счету которого более 200 иконостасов по всей Беларуси.
Сегодня лучинский храм – место силы жителей агрогородка, которые находят там успокоение, радость и укрепляют веру.

Проект Виктории РОГОЖНИКОВОЙ.

Недостаточно прав для комментирования. Войдите на сайт используя социальные сети.

Войти с помощью

 


  

Яндекс Реклама