Конституцию Беларуси приняли только в марте 1994 года, то есть спустя почти три года после формального обретения независимости, во многом потому, что шло настоящее политическое сражение вокруг вновь вводимого поста президента. Кто его будет избирать? Какими полномочиями наделить? Кому он будет подотчетен, а кого контролировать сам? Эти вопросы стали камнем преткновения для тогдашних парламентариев. Ведь в период с 1991 по 1994 год именно Верховный Совет обладал практически ничем не ограниченной властью в стране. И далеко не все этой властью хотели делиться. Фракция БНФ делала все возможное, чтобы не допустить создание президентской республики. Сторонники Зенона Позняка понимали, что ни их лидер, имевший имидж злобного националиста, ни близкий к ним Станислав Шушкевич, изрядно надоевший народу, не имеют шансов победить на выборах.

Борьба еще более обострилась, когда в октябре 1993 года депутат Александр Лукашенко выступил в Парламенте со своим знаменитым докладом о коррупции в высших эшелонах власти. Он сразу же стал самым популярным политиком в стране.

Страна не могла дальше дрейфовать без Основного Закона, а большинство депутатов, чувствуя общественное мнение, склонялись к наделению будущего президента достаточно серьезными полномочиями. 11 февраля 1994 года Президиум Верховного Совета принял заявление, в котором посчитал необходимым введение в политической системе института высшего должностного лица, являющегося одновременно главой государства и руководителем исполнительной власти. «Это обеспечит персональную ответственность за состояние дел в республике», – говорилось в заявлении. Так была открыта дорога и к принятию Конституции, и к первым президентским выборам.

 

Источник: СБ Беларусь Сегодня.

Недостаточно прав для комментирования. Войдите на сайт используя социальные сети.

Войти с помощью

 


  

Яндекс Реклама