Парапланеризм, официальная история которого началась в 1978 году в небольшом французском городе Мьёсси, добрался и до белорусской провинции. Осенью над Рогачёвом распахнулись первые крылья планирующего парашюта – всё благодаря энтузиазму нашего земляка Дмитрия Рождаева.
– А в чём принципиальная разница между парашютом и парапланом? – такой вопрос возник первым, когда я увидела в спорткомплексе «Арочник» разложенные на полу… парашюты.
– Прежде всего в размере и форме, – с улыбкой встретил меня Дмитрий, демонстрируя на мягком крыле различия. – Вот смотрите: параплан больше, длиннее и уже, да и купол у него не прямоугольный, как у парашюта, а эллипсовидной формы. По аэродинамике он больше похож на дельтаплан, создан не для падения, а для полёта. Это паритель!
Как оказалось, парить наш земляк научился ещё в школьные годы. Дмитрий – спортсмен Рогачёвско-Жлобинского аэроклуба ДОСААФ. В 16 лет парень совершил первый самостоятельный полёт на планере «Бланик» – и пятый океан навсегда запал в юношескую душу. В копилке планериста более 100 часов налёта, к тому же он 4 раза парил в воздухе с парашютом.
– Парапланеризмом я занимаюсь с прошлого года, – рассказал о новом увлечении рогачёвец. – Приобрёл летательный аппарат и начал самостоятельно учиться. Азы знаю, нужно больше практики. В ближайшее время думаю вступить в Белорусскую федерацию парапланеризма, собираюсь пройти обучение в Минске и получить лётную книжку. Если ещё энтузиасты подтянутся, и их свожу в столицу поучиться мастерству. Пока собираемся небольшой группой и изучаем наземную подготовку, технику, делаем затяжки, совершаем подлёты до 2 метров – выше пока нельзя. Но и на такой относительно небольшой высоте выброс адреналина чувствуется, уж поверьте.
Ещё 4 месяца назад Дмитрий был одиноким парапланеристом, но со временем рогачёвцы начали интересоваться возвышающимся над землёй куполом, и группа энтузиастов выросла до 5 человек. Это люди разных возрастов и профессий, которых объединяет страсть к полётам.
– Я его приглашал на охоту, так нет: хочу летать! – со смехом вспоминал о том, как зародилась идея, двоюродный брат Дмитрия Сергей, который сам в итоге пополнил ряды начинающих парапланеристов Рогачёвщины.
Нередко любителей парить можно увидеть в заливе Проров или возле спорткомплекса «Арочник», но их излюбленным местом стала площадка за консервно-пивоваренным комбинатом – там всегда есть ветерок.
– У нас каждый метр в секунду на вес золота, хотя ураган – тоже плохо, конечно. Идеальная скорость – 4–5 метров в секунду. Для полётов не нужны аэродромы, лишь доступные открытые площадки, это большой плюс парапланерного спорта, – бережно собирая летательный аппарат, поделился главный энтузиаст. – Среди достоинств параплана – его вес, около 12 килограммов вместе с подвесной системой. Как обычный рюкзак. Это удобно. И просушить можно в подъезде.
Хотя удовольствие не самое дорогое в мире авиационного спорта, но и не из дешёвых – параплан обойдётся в тысячу евро. Однако парапланеристы в один голос уверяют: оно того стоит! И с радостью делятся своими покупками с единомышленниками. А связаться с энтузиастами можно в группе «Параплан Рогачёв» в социальной сети «Вконтакте» vk.com/public176064651.
– Жаль, что сегодня ветра совсем нет, так бы сами попробовали, но всё впереди, – пообещал мне Дмитрий. А перед этим провёл инструктаж по наземной подготовке, показал два способа поднять крыло, все детали параплана от рядов А до нервюр и даже усадил в комфортное сиденье. В общем, первый шаг сделан!
***
Рогачёвские парапланеристы выражают благодарность директору детско-юношеской спортивной школы № 1 Игорю Ходько за возможность тренироваться в спорткомплексе «Арочник».
Справка
Параплан – сверхлёгкий летательный аппарат, созданный на базе двухоболочковых парашютов. Это стартующий с помощью ног человека, наполняемый воздухом купол, используя который некоторые пилоты могут пролететь больше 300 километров и подняться выше 4000 метров. Минимальная горизонтальная скорость – 20–25 км/ч.
По одной из версий, парапланерный спорт зародился в 1960-х годах во время космической гонки США и СССР. Дэвид Бэриш, американский инженер в области космонавтики, изобрёл новый парашют для спуска космического корабля на землю. Но НАСА отказались от идеи использовать планирующие парашюты. Для Бэриша парение над склоном осталось хобби.
Европейцы считают, что этот спорт появился раньше – в конце 1950 года, когда Пьер Лемуан ввёл в практику щели в куполе парашюта. Официальная же история парапланерного спорта в Старом Свете отсчитывается с 1978 года. В Беларусь он пришёл в 1989 году. Начало движению положила группа энтузиастов, которые вручную сшили свои первые парапланы, ведь купить их тогда было невозможно.
Елена УДАРЦЕВА.
Фото автора.