Курс на развитие
Советские, российские или западные? Мультипликационные фильмы всегда были в зоне внимания родителей, общественников и психологов. Важно, что (и кто) формирует души и взгляды наших детей, какие ценности им прививают любимые персонажи, насколько картинки и звук способствуют развитию ребенка. А не наоборот.
Зрительные образы сильно воздействуют на детей, их психику, моральные принципы и речь, поэтому к выбору мультфильмов нужно относиться осторожно. Какие проекты предлагает современная анимационная индустрия? Начать хочется с плохой новости – мультфильмов иностранного производства, которые переполняют телевизионное пространство. Это сложно назвать искусством – скорее, бизнес-продукт, пропагандирующий неправильные ценности, агрессию, лень, глупость, неумение красиво говорить и мыслить (не в обиду диснеевским мультипликаторам).
Психологи и логопеды давно бьют тревогу, но пока к ним прислушиваются лишь отдельные родители. А ведь герои, быстро и шумно говорящие, искажающие слова, не могут не оставить грязный след на речи наших детей, которые, порой, как раз из-за западных мультфильмов и не разговаривают хорошо и своевременно. Это не советские примеры, когда на фоне спокойной музыки персонажи ведут моно- или диалоги медленно, правильно и четко. Нет этой гонки за сменой кадров, гипнотизирующих ребят. Детский мозг не в состоянии переварить так много визуальной информации за короткий срок. Ребенок у экрана, где постоянно мелькают яркие неоновые цвета, находится как в трансе. Старые советские мультики в сравнении очень экологичные.
В большинстве своем американские мультфильмы несут исключительно развлекательный характер. Ладно, они не учат ничему хорошему, зачем воспитывать плохие качества? Взять мультсериал «Удивительный мир Гамбола». В возрастном рейтинге указано 6+, но для детей ли он? Если там есть отсылки на фильм ужасов «Пила». Главный герой – голубой кот, его странная рыбка на ножках и розовый заяц-отец, который не умеет быть взрослым и ответственным. Некоторые сцены, где Гамбол проявляет неуважение к глупому папе, подскажут детям, как себя вести с главой семейства.
А знаменитый Губка Боб с друзьями? Умственно отсталый Патрик чему научит детей? А Гомер из ситкома «Симпсоны», который олицетворяет многие пороки, в том числе лень, глупость и неспособность контролировать свои эмоции. Или мультфильм «Свинка Пеппа», где отсутствует понятие морали, но присутствует смех без причины, нет авторитета родителей. К слову, авторы не заморачивались: сделали наброски на скорую руку в пабе.
Советская и российская мультипликация выступает за развитие детей, за добро и красоту. Даже если не брать советских анимационных произведений, многие из которых напоминают нарисованные фильмы. Современный мультсериал «Три кота»: речь не такая быстрая, ребенок может понимать, что происходит вокруг и расширять свой словарный запас, персонажи учат ребят любить семью, дружить (на западе вместо дружбы, коллектива конкурентные отношения), находить решение в любой ситуации и придумывать себе увлечения. Тему семьи и дружбы раскрывает и «древнерусская сага» про трех богатырей. Есть сюжет, цвета не режут глаз, речь понятная.
В последнее время снимается много обучающих мультфильмов – «Фиксики», «Смешарики», «Аркадий Паровозов». Из них подрастающее поколение получает адаптированную информацию об устройстве различных технических приборов, о научных открытиях.
Дети не всегда понимают, что им показывают и какие ценности навязывают. И только взрослые могут им помочь встать на правильную сторону.
Елена ШЕВЦОВА.
Версия для слабовидящих









