Министр иностранных дел Владимир Макей принял участие в 77-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, которая проходила 21-26 сентября в Нью-Йорке. О чем заявляла белорусская сторона с высокой международной трибуны, с кем из зарубежных коллег встретился глава МИД и каким видится будущее организации после проведения очередной сессии - в итоговом материале БЕЛТА.

 

 

Зачем поехали?

 

 

Белорусская делегация в качестве приоритетных задач на сессии ГА ООН определила для себя следующие: защита национальных интересов в условиях комплексного кризиса в области международной безопасности, противодействие подрыву международной многосторонней системы и легализации санкционной политики Запада в ООН как метода ведения двусторонних отношений с государствами - членами организации. Беларусь продолжила продвигать принципы справедливости, равноправия и многосторонности, уважения суверенитета государств-членов, недопустимости применения односторонних принудительных мер и санкций в нарушение Устава ООН.

 

 

Одновременно с белорусской стороны прозвучал призыв к противостоянию дискриминационной практике в ООН по госпризнаку, политике "культуры отмены", произвольному исключению государств из международных структур, невыдаче виз официальным представителям и т.д. В очередной раз была озвучена инициатива Президента Беларуси о начале глобального процесса с вовлечением всех международных игроков в духе Сан-Франциско, итогом которого должны стать ясные, прозрачные договоренности о правилах нового мирового правопорядка.

 

 

Где принимали участие и о чем заявляли?

 

 

Программой визита Владимира Макея были предусмотрены его выступления на общеполитической дискуссии 77-й сессии Генассамблеи ООН, участие во встречах министров иностранных дел государств - членов ОДКБ и государств - участников Движения неприсоединения, министерской встрече Группы друзей в защиту Устава ООН, министерской встрече Группы единомышленников в поддержку стран со средним уровнем дохода.

 

Выступая на заседании ГА ООН высокого уровня по случаю 30-летия принятия Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, министр подчеркнул, что в Беларуси создана прочная система защиты и поощрения прав и свобод национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств, благодаря чему представители всех национальностей считают Беларусь своим домом. Он особо отметил, что выстроенная в нашей стране система общественных отношений основывается на Конституции Республики Беларусь, которая гарантирует поощрение и защиту всех соответствующих прав, в том числе относящихся к нацменьшинствам.

 

 

Отдельно Владимир Макей обратил внимание, что фактор национальных меньшинств не должен становиться разделяющим для государств-соседей, а наоборот содействовал обогащению их развития: "Мы призываем все страны мира остановить попытки решать проблемы своего населения за счет соседей. Это путь к межгосударственным конфликтам. В проигрыше в конечном итоге будут обе стороны".

 

"Должен сказать, что прозвучавшие здесь со стороны некоторых соседей Беларуси заявления абсолютно не имеют ничего общего с реальностью, являются "высосанными из пальца", политизированными и надуманными. Наши соседи, к сожалению, научились манипулировать информационными фейками", - подчеркнул глава белорусского внешнеполитического ведомства.

 

"С сожалением вынуждены констатировать, что вопросы национальности, религии и языка зачастую становятся инструментом и прикрытием для противозаконной деятельности. За последние несколько лет мы неоднократно фиксировали и пресекали попытки внешних сил оказывать влияние на политическую жизнь нашей страны с использованием языкового и национального факторов", - подчеркнул глава белорусского внешнеполитического ведомства.

 

 

При этом он отметил: "Все эти действия провалились благодаря мудрости белорусских граждан, каждый из которых, будь он белорус, русский или поляк, православный или иудей, уверенно и защищенно чувствует себя неотъемлемой частью единого белорусского народа".

 

Владимир Макей заявил о готовности Беларуси и далее предпринимать все необходимые меры для недопущения превращения вопросов национальности, религии и языка в оружие международных политических конфликтов.

 

Во время неформальной встречи глав МИД ОДКБ Владимир Макей проинформировал о приоритетах Беларуси на 77-й сессии ГА ООН, а также призвал к необходимости выработки принципов корпоративной солидарности, предложил выработать соответствующий механизм в ОДКБ.

 

О необходимости сохранять солидарность и взаимную поддержку напомнил министр иностранных дела Беларуси на встрече государств - участников Движения неприсоединения. "Сейчас Беларусь столкнулась с гибридной войной Запада, следующей может быть любая страна движения", - заметил он.

 

Владимир Макей подчеркнул, что именно развивающиеся страны, составляющие костяк Движения неприсоединения, никогда не стремившиеся к гегемонии и навязыванию своей воли, способны внести значительный вклад в восстановление справедливого и стабильного миропорядка.

 

На третьей встрече глав МИД Группы друзей в защиту устава ООН министр иностранных дел Беларуси призвал объединить усилия в борьбе с применением отдельными странами - членами ООН незаконных односторонних принудительных мер, прямым образом ухудшающих жизнь простых людей, а также имеющих обратный эффект и влияющих на страны-инициаторы их введения.

 

 

Важным событием для белорусской делегации и других участников стало заседание Совета Безопасности ООН по теме "Поддержание международного мира и безопасности на Украине".

 

Глава белорусского внешнеполитического ведомства в своем выступлении подробно изложил позицию Беларуси по данному вопросу, обозначив истоки конфликта, указав на миротворческую роль Беларуси и голословность обвинений в адрес нашей страны. Владимир Макей выразил твердое убеждение, что только дипломатическим путем, с помощью переговоров на основе уважения и взаимопонимания, возможно урегулировать любой конфликт.

 

"Беларусь причисляют к "пособникам агрессора" или вовсе выставляют стороной конфликта. Мы говорили и продолжаем говорить: Беларусь никогда не выступала за войну. Но мы и не предатели! У нас есть союзнические обязательства, и мы твердо следуем и будем следовать духу и букве международных договоров, участниками которых мы являемся", - подчеркнул глава МИД.

 

Он заверил, что Беларусь как непосредственный сосед заинтересована быть участником переговоров между Россией и Украиной о стратегическом мирном урегулировании и готова создать все необходимые условия для их продолжения, в том числе на белорусской земле. "И финальные договоренности должны учитывать в том числе и интересы белорусской стороны", - подчеркнул министр.

 

"Укрепление безопасности - национальной, региональной, глобальной - должно осуществляться не за счет наращивания военного потенциала НАТО, а посредством универсальных, приемлемых для всех двусторонних и многосторонних механизмов по укреплению доверия. Только равноправный и взаимоуважительный диалог, направленный на устранение разногласий, способен предотвратить конфронтацию в нашем регионе", - уверен Владимир Макей.

 

Об угрозе применения ядерного оружия шла речь во время выступления министра иностранных дел Беларуси на заседании высокого уровня Генеральной ассамблеи ООН в целях празднования и популяризации Международного дня борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия.

 

"Беспрецедентный уровень напряженности и недоверия, влекущий за собой рост рисков военной конфронтации, делает ядерное оружие и угрозу его применения почти столь же реальными, как и 70 с лишним лет назад", - заявил глава белорусского МИД.

 

По его словам, Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), являющийся основополагающим документом в сфере международной безопасности и нераспространения, проверяется на прочность многочисленными вызовами регионального и глобального характера.

 

Министр уверен, что только целенаправленные совместные действия, направленные на укрепление ДНЯО и глобального режима ядерного нераспространения в целом, способны дать тот результат, к которому стремятся стороны. Следует активизировать диалог между странами, обладающими ядерным оружием, в целях придания процессу ядерного разоружения многостороннего и необратимого характера, в соответствии со статьей VI ДНЯО.

 

"Принятое в январе этого года совместное заявление лидеров стран "ядерной пятерки" о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений является хорошей основой для дальнейшей работы на данном направлении и могло бы служить ориентиром для ядерных государств, не являющихся членами ДНЯО", - заявил Владимир Макей.

 

В свою очередь вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) способствовало бы дальнейшим шагам в сфере ядерного разоружения. "Призываем те страны, в чьих руках находится судьба ДВЗЯИ, присоединиться к договору", - сказал он.

 

 

Главное событие 77-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. И два главных вопроса от Макея

 

 

Глава МИД Беларуси констатировал, что уже более полугода мировое сообщество живет в "тени" конфликта в Украине. "Нынешняя сессия предоставляет уникальную возможность дать оценку этому фактору. Давайте беспристрастно и честно ответим на два вопроса. Ответы на них - как и вытекающие необходимые действия - ожидают от нас, государств - членов ООН, все люди на планете. Первый - каковы первопричины конфликта в Украине? Второй - что необходимо сделать, чтобы остановить его и предотвратить повторение чего-либо подобного в будущем?" - сказал Владимир Макей.

 

Он высказал убеждение, что конфликт в Украине происходит из более общего геополитического хаоса, причины которого необходимо искать в событиях 30-летней давности. По его словам, западные политики в начале 90-х решили "растоптать" своего ключевого оппонента: "Запад эгоистично предложил государствам постсоветского пространства только один путь - путь своих сателлитов. Для закрепления этого статуса он сделал ставку на расширение одного из ключевых институтов холодной войны - военного блока НАТО. Расширение НАТО на Восток было сделано вопреки достигнутым с Западом договоренностям, в том числе еще с советскими лидерами. Были проигнорированы также законные интересы в сфере безопасности как России, так и Беларуси".

 

"Поэтому вину за продолжающееся кровопролитие в Украине в полной мере должен нести коллективный Запад. Именно Запад сделал этот конфликт неизбежным - не только своим решением по расширению НАТО, но и отказом рассматривать предложения своих оппонентов. А ведь такие предложения были", - обратил внимание Владимир Макей.

 

По его словам, Запад наконец-то должен осознать ряд истин. Первая - международные отношения не вращаются вокруг одного, а именно западного, центра силы. Вторая - у мировой истории нет конца, поскольку она не является неумолимым движением всех стран к так называемой либеральной демократии. Третья - мир является слишком сложным, чтобы свести все его проблемы, как порой пытаются преподнести в том числе с трибуны Генассамблеи ООН, к противостоянию между так называемыми демократиями и автократиями. Пока же такого сознания нет, зато есть разрушение, упорно проводимое Западом, в том числе и саморазрушение, отметил министр. Взять хотя бы санкции со стороны Запада, которые ударили в том числе и по их собственным гражданам.

 

Глава МИД Беларуси убежден, что Украина не нужна Западу - ни как член НАТО, ни как член Евросоюза. А новые покровители используют ее в своей "большой игре" против России. "Сегодня Украина платит цену кровью за то, что ее политиканы купились на этот обман и забыли об историческом братстве трех восточнославянских народов - белорусов, русских и украинцев. Но никогда не поздно признавать и исправлять свои ошибки", - подчеркнул Владимир Макей.

 

Министр напомнил о миротворческих усилиях Беларуси и призвал стороны сесть за стол переговоров: "Альтернативы переговорам нет! Иначе мы все получим новый третий Версаль".

 

"Мы очень надеемся, что печальные события в Украине ускорят осознание коллективным Западом факта необратимости изменений в международных отношениях. Чем скорее это произойдет, тем скорее сможет установиться мир в Украине и в ряде других горячих точек, тем скорее мы сможем заложить фундамент для построения нового справедливого мирового порядка", - заявил министр.

 

В качестве важнейшего шага в этом процессе белорусская сторона видит глобальный диалог по безопасности в истинном духе Сан-Франциско, о необходимости которого Президент Беларуси заявил еще пять лет назад: "Мы всегда отмечали ключевую роль великих держав в этом процессе. К сожалению, сегодня они плохо слышат и понимают друг друга. Нет ни малейшего намека на то, что они готовы уйти от взаимных обвинений. Возможно, настало время для того, чтобы место лидера в вопросах глобальной безопасности коллективно заняли страны развивающегося мира с присущими им энергией и динамизмом, которые они проявили почти полвека назад в успешном продвижении идеи Нового международного экономического порядка. Мы считаем, что именно сегодня к вопросам глобального мира должны напрямую и активно подключиться Движение неприсоединения и БРИКС, а также набирающие силу региональные интеграционные союзы государств".

 

 

Открытые и закрытые встречи с коллегами

 

 

На полях Генассамблеи состоялся ряд двусторонних встреч Владимира Макея с коллегами из Европы, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, руководством Организации Объединенных Наций. Кроме того, глава МИД Беларуси принял участие в церемонии подписания Конвенции об облегчении условий пересечения границ при международной железнодорожной перевозке пассажиров, багажа, товаробагажа, которая создает правовую основу для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспортного сообщения в Евразии, в том числе для развития скоростного и высокоскоростного сообщения.

 

 

В числе первых была рабочая беседа Владимира Макея с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, во время которой стороны обменялись оценками в отношении текущего положения дел в мире и регионе, обсудили отношения с Европейским союзом и США.

 

Владимир Макей также встретился с коллегами из Таджикистана, Сирии, Казахстана, Венесуэлы, Сербии, Зимбабве, Турции, Венгрии, Пакистана, Никарагуа, Бразилии, Индии, Ирана.

 

Владимир Макей на встрече с министром иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петером Сийярто
Владимир Макей на встрече с министром иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петером Сийярто

 

Ожидаемой и запланированной была встреча министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея с генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем, во время которой глава МИД передал генсеку ООН ответное послание Президента Александра Лукашенко в поддержку инициативы Антониу Гутерриша по оказанию гуманитарной помощи в рамках глобальной борьбы с голодом. "Стороны совпали в оценках текущей ситуации в международных отношениях: необходимо принятие срочных мер для обеспечения глобального мира и стабильности", - отметили в МИД по итогам встречи.

 

Владимир Макей в Нью-Йорке провел встречу с министром иностранных дел Ирана Хосейном Амиром Абдоллахияном
Владимир Макей в Нью-Йорке провел встречу с министром иностранных дел Ирана Хосейном Амиром Абдоллахияном

 

Помимо упомянутых встреч, были и закрытые мероприятия, о которых не говорилось в СМИ. Министр иностранных дел провел около 10 встреч, в том числе с представителями ЕС и США, которые остались без освещения в прессе по просьбе ее зарубежных участников. Главным их итогом Владимир Макей назвал то, что удалось продолжить диалог: "Нам не нужны публикации ради публикаций или встречи ради картинки. Речь отнюдь не об этом. Что для меня самое главное по итогам закрытых встреч - то, что удалось восстановить или продолжить контакты, каналы коммуникации, которые очень важны в настоящее время и которые необходимы для обмена информацией, для доведения своей позиции. Поверьте, есть очень хорошие, конкретные позитивные договоренности относительно будущих перспектив. Я не питаю розовых надежд, что все одномоментно изменится, но важно понимать, что есть ряд коллег, которые понимают абсурдность нынешней ситуации и необходимость выхода из нее. Я убежден, что результаты этих встреч в конечном итоге дадут свои плоды".

 

Переговоры с министром иностранных дел Пакистана Билавалом Бхутто Зардари
Переговоры с министром иностранных дел Пакистана Билавалом Бхутто Зардари

 

Общался Владимир Макей на полях Генассамблеи не только с дипломатами, но и с журналистами, ответив на вопросы во время интервью французскому телеканалу "France24" и российскому агентству "РИА Новости". Представители белорусских СМИ смогли задать свои вопросы министру на онлайн пресс-конференции.

 

В этот раз спросить Владимира Макея могли и все желающие, кого интересует сфера международных отношений и внешней политики Беларуси, благодаря инициативе "За Макеем в ООН", запущенной в соцсетях Facebook, "Вконтакте" и TikTok. Школьники, студенты, молодые ученые и просто энтузиасты присылали свои вопросы. На один из них (выбранный случайным образом) ответил лично министр. Его спросили о первой инициативе Беларуси в ООН, на что Владимир Макей пояснил, что она была выдвинута еще в 1946 году на первой сессии ГА ООН. Тогда по предложению нашей страны была принята всеобъемлющая резолюция о выдаче и наказании военных преступников. Владимир Макей рассказал и об актуальных инициативах Беларуси в настоящее время.

 

 

Итоги: строить новый "ооновский купол"

 

 

Рассуждая в беседе с журналистами о будущем ООН, Владимир Макей высказал мнение о необходимости реформирования организации. "Современные проблемы в политике, экономике, безопасности выходят за рамки той более или менее цельной конструкции, которая существовала ранее. Сегодня эти проблемы распирают "ооновский купол", который был создан для реагирования на различного рода вызовы и угрозы для человечества. Поэтому необходимо искать новые механизмы реагирования, строить, наверное, новый "ооновский купол", который позволил бы удерживать эти проблемы под контролем. Реформа, конечно же, нужна, необходима. Вопрос только в том, какая это должна быть реформа", - сказал Владимир Макей.

 

По словам дипломата, сегодня существуют различные подходы к вопросу реформирования системы ООН. Например, Запад продвигает абсолютно политизированные вещи, которые неприемлемы для большинства стран, заявил министр.

 

"Эта было абсолютно четко видно по срежиссированным выступлениям ряда западных государств и их сателлитов в ходе нынешней 77-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Они хотят продвинуть в постоянные члены Совета Безопасности те государства, которые в дальнейшем занимали бы с ними единую позицию и говорили бы их голосом. Они хотят ограничить право вето для государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН. Прозвучали вообще какие-то абсурдные предложения насчет того, чтобы разработать процедуру исключения из постоянных членов Совета Безопасности, из Организации Объединенных Наций", - привел ряд примеров белорусский дипломат.

 

Позиция Беларуси, России, Китая и подавляющего числа других стран совершенно иная, подчеркнул Владимир Макей. "Мы считаем, что к реформе ООН и ее основных структур надо подходить осторожно и взвешенно, - сказал он. - Сейчас света в конце тоннеля не видно. Я имею в виду окончание этого процесса реформирования. Наверное, пока не закончится кризис в Украине или пока не вырисуются какие-то перспективы его урегулирования, подвижек особых ожидать не следует".

Фото МИД Беларуси

belta.by

Говорить правду

Мир сегодня сохраняет чрезвычайно высокий уровень напряженности. Нарастает глобальное противостояние, разрушительная деятельность коллективного Запада упорно и активно ведет хрупкий мир к черте невозврата.

Однако в меняющейся с космической скоростью системе международных отношений все же остаются устоявшиеся стереотипы. Используя в очередной раз острые повороты истории, официальная Варшава возвращается в мир иллюзий. Пребывая в плену внешнеполитической идеологии Юзефа Пилсудского, увенчанного за свои походы на Москву лавровым венком Стефана Батория, нынешний правящий польский политический бомонд, движимый ненавистью к России, вновь возобновил попытку реализовать свою великодержавную концепцию «Польша — от моря до моря».

Кстати, официальная Варшава так и не отказалась от еще того их термина по отношению к Западной Белоруссии и Западной Украине — «Восточная Польша».

Потерпев сокрушительный крах в попытке стать «хозяином» на белорусской земле, Варшава успешно закреп­ляет свои позиции в Украине. Более того, киевский режим обеспечил правовую основу польской экспансии на данном этапе. Следует отметить, что далеко идущее по замыслам официальной Варшавы тесное польско-украинское взаимодействие будет иметь губительные последствия для украинского народа.

Здесь уместны слова выдающегося русского ученого В. О. Ключевского, который утверждал, что «история жестоко наказывает тех, кто не хочет усваивать ее уроки».

И когда сегодня коллективный Запад сулит неисчислимые блага для молодых украинцев и белорусов, представляется необходимым напомнить о реакционной политике панской Польши на территории Западных Белоруссии и Украины.

Экономика

По условиям Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 года, западные области Белоруссии и Украины отошли к Польше. Сознательно ограничивая экономическое развитие западноукраинских и западно­белорусских земель, польские правящие круги превратили их в отсталые районы, поставлявшие сырье и дешевую рабочую силу и служившие рынками сбыта промышленной продукции центральных районов страны.

Господство иностранных монополий и крупного помещичьего землевладения обрекало Западных Белоруссию и Украину на экономическую отсталость, голод и нищету. В 1931‑м около 85 процентов населения Западной Белоруссии и 80 процентов населения Западной Украины проживало в деревне. Промышленность в Западных Украине и Белоруссии имела черты, характерные для экономики отсталых полуколониальных стран.

Так, в 1922 году правительство панской Польши продало английским и французским предпринимателям права на вырубку лесных массивов в Беловежской пуще. Табачная монополия была передана в аренду итальянскому капиталу, а спичечная — шведскому. В нефтеперерабатывающей отрасли Западной Украины господствовал французский и американский капитал.

Подавляющее большинство предприятий представляли собой мелкие заведения полукустарного типа с числом рабочих от 5 до 20. На предприятиях с количеством рабочих свыше 20 в 1937‑м в Западной Украине было занято около 60 тысяч и в Западной Белоруссии — 15 тысяч.

Рабочий день для большинства предприятий длился 12, а на некоторых его продолжительность достигала 14 часов и более. Заработная плата была в 2 — 2,5 раза ниже, чем на предприятиях в коренной Польше. Ее с трудом хватало на полуголодное существование. Приведем некоторые примеры: дневной заработок в Новогрудском воеводстве составлял 2,3 злотого, в Полесском — 2,9. И это в то время, когда килограмм масла стоил 3,4 злотого, 10 кВт·ч электроэнергии — 7,3.

Сельское хозяйство

В крайне бедственном положении находились и сельскохозяйственные рабочие. В начале 1930‑х в трех западно­белорусских воеводствах насчитывалось 88,3 тысячи сельскохозяйственных рабочих, полностью зависящих от землевладельца. Рабочий день продолжался 14 часов и более. Потеряв работу, они лишались права получить статус безработного и права получения материальной помощи.

Аграрные отношения в Западной Украине и Западной Белоруссии характеризовались наличием крупного помещичьего землевладения, малоземельем и безземельем крестьян. На территории Западной Белоруссии 70 процентов крестьянства относилось к категории бедняков.

В поисках лучшей доли они массово эмигрировали в страны Западной Европы, Южной и Северной Америки. По неполным подсчетам, за период с 1921 по 1939 год с территории Западной Белоруссии выехало около 130 тысяч крестьян.
Польша, стремясь к восстановлению границ Речи Посполитой 1772 года, рассматривала белорусские земли как исконные восточные окраины исторической Польши (Кресы Всходни). Фактически же западнобелорусские земли являлись ее внутренней колонией.

Культура и образование

Правительство панской Польши также проводило политику удушения белорусской и украинской национальной культуры и образования.

Украинский и белорусский языки третировались польскими националистами как «мужицкие», «хамские». Газеты, выходившие на украинском и белорусском языках, особенно газеты демократического направления, конфисковывались и закрывались.
В государственных учреждениях, отделениях связи, транспорте и школах запрещалось пользоваться украинским и белорусским языками. Закрывались украинские и белорусские клубы, библиотеки, избы-читальни.
Представители национальных меньшинств не допускались на службу в госучреждения. Так, например, из 400 белорусских школ, которые работали на территории Западной Белоруссии до ее оккупации Польшей, в 1928‑м осталось только 29, в 1934‑м — 16, а в конце 1938/39 учебного года не осталось ни одного белорусского учебного заведения.

В Западной Белоруссии согласно польской статистике в 1931‑м неграмотных среди населения в возрасте старше 10 лет было 43 процента, а в Западной Украине — свыше 40. Польский министр просвещения Станислав Грабский заявлял, что Польша стремится, чтобы «граница политическая должна стать границей этнографической…».

Произвол как политика

Украинцы и белорусы испытывали на себе политическое бесправие и необузданный произвол чиновничества и полиции.

Видный советский журналист-международник В. А. Матвеев справедливо говорил, что «…политика без политиков абстрактна». И он абсолютно прав, что подтверждают запредельно циничные заявления польского военного руководства в межвоенный период. Они раскрывают всю чудовищную сущность режима официальной Варшавы на территории Западных Белоруссии и Украины.
Например, министр внутренних дел Польши Б. Перацкий на вопрос американской журналистки о карательных акциях, проводимых на территории Западной Белоруссии и Западной Украины, ответил следующее: «Дайте нам еще десять лет, и вы с фонарем среди бела дня не найдете ни одного украинца и ни одного белоруса».
Сущностью польской политики на территории Западной Белоруссии являлись ускоренная принудительная полонизация, ассимиляция и окатоличивание белорусского населения. Православие на территории Западной Белоруссии подвергалось дискриминации в самых жестких формах. К 1936 году на территории Западной Белоруссии более 1300 православных церквей были преобразованы в костелы.
Католическое духовенство являлось одним из важнейших рычагов полонизации. Так, в 1932‑м польское правительство под нажимом Ватикана приняло тайное решение о том, что «задача склонения Востока в католичество так же, как и в прошлые столетия, остается и далее исторической миссией польского государства».

Бедственное социально-экономическое положение, национально-политическое бесправие дополнялись массовым полицейским террором. Вся территория Всходних Кресов была покрыта сетью полицейских учреждений — пастарунков. В постоянном режиме зверствовали карательные экспедиции, это явление даже получило свое название — пацификация (утихомиривание).

Польский концлагерь

Ключевая роль в проведении массового террора принадлежала тайной полиции — дефензиве. В 1934‑м польская реакционная власть приняла закон «Об изоляции общественно небезопасных элементов», в соответствии с которым в Березе-Картузской тогда же был создан концентрационный лагерь для политических заключенных. Тысячи радикально настроенных рабочих, крестьян, представителей прогрессивной интеллигенции, коммунистов, комсомольцев прошли через казематы этого чудовищного концлагеря.
Необходимо отметить, что в соответствии с криминальным кодексом панской Польши от 11 июля 1932 года за принадлежность к Коммунистической партии предполагалось наказание вплоть до пожизненного тюремного заключения. За содействие коммунистам — до пяти лет тюремного заключения. Зверства и пытки, чинимые в Береза-Картузском концлагере, правомерно квалифицировать как преступление против человечности.
Ответом на массовый террор со стороны панской Польши стала широкомасштабная борьба за социальное и национальное освобождение. Ведущая роль в организации борьбы против чудовищного террора панской Польши принадлежала коммунистам и комсомольцам. В 1934‑м в рядах КПЗБ (компартия Западной Белоруссии) было свыше 4 тысяч членов и более 3 тысяч из них постоянно находились в тюрьмах.

Поэтому, когда сегодня официальная Варшава позиционирует себя светочем счастья для молодых белорусов и украинцев, мы еще раз раскрываем правду о жизни их дедов и прадедов на территории Западной Белоруссии и Западной Украины.

Елена СОКОЛОВА, кандидат исторических наук. 
sb.by

К большому сожалению, мы живем в очень неспокойное время, когда в мире стремительно нарастает геополитическая нестабильность, происходит наращивание военных группировок НАТО на границе с Беларусью, существенно повышается вероятность глобального военного конфликта с применением ядерного оружия.  Поэтому вопросы национальной безопасности, важной частью которой является безопасность информационная, сегодня приобретают для каждого из нас
первостепенное значение.


Стоит отметить, что важность информационного противоборства с деструктивными силами, уже не один год атакующими Беларусь в медиапространстве, на этой неделе была обозначена на самом высоком уровне. Так, в ходе рабочей встречи с Государственным секретарем Совета Безопасности Александром Вольфовичем Президент Республики Беларусь  Александр Лукашенко заявил следующее: «Вопрос вопросов. Сейчас идет война прежде всего в сфере информационной безопасности. И здесь подключены должны быть все – от журналиста до Президента, – акцентировал внимание белорусский лидер. – Информационная война – это очень опасно в современном мире. Начиная, опять же, от газеты-районки и прочей какой-то частной газеты и заканчивая интернетом. Везде должны активно работать».
Так что же представляет собой информационная война? Сегодня существует множество определений этого распространенного термина.  В широком смысле такая война – это комплекс действий, направленных на изменение сознания противника, внедрение в него определенных установок. В отличие от войны классической, задача которой – физическое уничтожение врага, информационная ведется с целью навязать противнику свою волю, лишить его способности сопротивляться, заставить его отказаться от собственной идеологии, части своей свободы и принудить делать то, что необходимо агрессору.
 В современном мире  информационные войны могут вестись и без непосредственных боевых действий. Причем население страны, на которую направлена информационная атака, зачастую даже и не догадывается об этом. В таком случае задачи информационной войны очень просты: привести к смене политического режима в стране или максимально ослабить его.  Основной удар наносится по руководству государства, дискредитируется работа госорганов, подрывается авторитет власти. К примеру, населению доводится информация (реальная и вымышленная) о коррупции, уголовных преступлениях, что провоцирует рост протестных настроений. Среди граждан государства-жертвы информационной атаки создается атмосфера конфликта, безысходности, происходит активная манипуляция общественным мнением.
Какие же основные приемы при этом используют ведущие информационную войну манипуляторы сознанием?
Они вводят новые термины и образы, которыми описывают происходящее. Пропагандисты используют языковые приемы (фонетические и лексические), а также существующие в обществе предрассудки и заблуждения, чтобы придать положительный или отрицательный окрас каким-то явлениям или группам людей, вызвать сильную эмоциональную реакцию на то или иное событие. С помощью этого получается выставить противоположную сторону в уничижительном виде — например, расчеловечить их, приравняв к животным. В этой связи вспомним посылы так называемых независимых СМИ о том, что «мирным» демонстрантам на улицах противостоят звери, каратели, фашисты и т.д.
Злоупотребляют статистикой. К сожалению, далеко не каждый обыватель может быстро считать и оценивать статистические данные, так что в подходящем контексте статистика становится сильным оружием. Даже та, источником которой являются различные «независимые» фонды и центры, чьи социологические исследования, вне всяких сомнений, политически ангажированы.
Изменяют повестку дня. Манипуляторы выбирают из всего ряда событий те, которые видят наиболее выгодными для себя. Во время информационной войны «независимые» медиа переполнены ложными информационными поводами и игнорируют одни происшествия в угоду другим. Так, через СМИ поддерживается высокий градус напряжения вокруг нужной темы.
Ссылаются на анонимные источники. Манипуляторы пользуются утечками информации — как правдивыми, так и выдуманными. Делается это для того, чтобы придать некоторым утверждениям более высокую достоверность: «утечки» раскрывают информацию, якобы доступную единицам, что вовлекает человека в происходящее.
Дают высказаться  так называемым экспертам. В глазах  обычных читателей, слушателей и зрителей, эксперты обладают доступом к особым, уникальным знаниям — кем бы эти эксперты на самом деле  ни были. Как и ссылка на утечку информации, это еще один способ придать суждению более высокую степень достоверности.
Запугивают, в том числе альтернативным сценарием развития событий. Ведь иногда проще не выдумывать свои достоинства на пустом месте, а искать недостатки у противника. Получаются прогнозы по типу такого: «Если мы через месяц не придем к власти, то экономика рухнет, начнется гражданская война, государство перестанет существовать».
Что же всем этим и другим приемам интернет-агрессоров могут сегодня противопоставить государственные СМИ Беларуси? Только правду. Именно она – наше главное и самое мощное оружие против так называемых независимых СМИ, пытающихся откровенной ложью, клеветой, подтасовкой фактов раскачать ситуацию в стране. И в этой борьбе света с тьмой ни в коем случае нельзя опускаться до уровня наших оппонентов, давно переступивших установленные в цивилизованном обществе границы порядочности, этики и морали. О недопустимости подобных подходов в информационном противоборстве предупредил и сам Президент Александр Лукашенко. Он, в частности, предостерег от использования такого инструмента в условиях инфовойны, как фейки. «Нам этим путем идти не надо. Не надо нам фейки. Надо показывать реальную действительность. В конце концов это побеждает. Фейк - это на день, на два. А потом все это развеется. Поэтому не надо фейков. Не надо давать ложную неправильную информацию. Надо делать все достойно, красиво, чтобы потом не оправдываться», – подчеркнул Глава государства.
И это, пожалуй, лучшее наставление всем тем, на чьи плечи сегодня легла огромная ответственность, связанная с обеспечением информационной безопасности государства. А в особенности оно полезно для журналистов государственных СМИ, которые, как известно, находятся на переднем крае информационной войны, развернутой против Беларуси. Руководствуясь принципом объективности правдивости, они достаточно успешно выполняют свою задачу – нести людям правду, противостоять массированным атакам оппонентов, не позволять им спекулировать сознанием народа и формировать неверное восприятие происходящих событий, не допускать раскола в белорусском обществе.
Следует отметить, что примеров успешности этой большой работы сейчас можно найти предостаточно. Так, центральные белорусские телеканалы регулярно выдают на-гора интереснейшие документальные фильмы о ключевых событиях в истории страны, число просмотров которых исчисляется сотнями тысяч; востребованная читателями качественная политическая аналитика и конструктивная критика застолбили себе место на страницах республиканских, областных и районных газет; в социальных сетях с каждым днем множится количество патриотических сообществ и их подписчиков. Более того, государственные белорусские СМИ сегодня не только оперативно и успешно развенчивают фейки оппонентов и срывают с них маски, но и формируют свою новостную повестку в медиапространстве Беларуси, что, конечно же, не может не радовать.
И все же, несмотря на определенные успехи, достигнутые в информационном противоборстве с нашими оппонентами, самоуспокаиваться рано. Информационная война – это та сфера, в которой жизненно важно постоянно совершенствоваться, овладевать новыми знаниями и технологиями. Ведь, как отметил в одном из своих выступлений Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко: «Информационные войны через интернет — это основное поле боя. Кто умеет противостоять в этой войне, тот и выживает».

А.ШИШКИН.

12 лет назад Беларусь начала работать с Шанхайской организацией сотрудничества. Сперва в статусе партнера по диалогу, а через несколько лет - в статусе наблюдателя. Это не было спонтанным или случайным решением. Спустя годы республика, сроднившись с "шанхайской семьей", решила стать полноправным участником ШОС. Главы государств на прошедшем в Самарканде саммите единогласно включили "зеленый свет" процедуре приема Беларуси в члены своей организации. Почему ШОС - это Шанс Остаться Суверенным? Зачем Лукашенко носил на саммите китайскую маску и за что получил "падабайку" от Эрдогана? Как Узбекистан принимал и удивлял своих гостей? Отвечаем на все вопросы в новом проекте БЕЛТА "По факту: решения Первого".

Как Узбекистан встречал гостей и участников саммита

 

 

К организации саммита, который завершил председательство Узбекистана в ШОС, хозяева подошли крайне ответственно. Местом проведения был выбран один из древнейших городов мира - Самарканд.

 

Последние годы первую столицу Узбекистана усиленно возрождали и реставрировали, а к саммиту город стал еще краше. Хозяева переживали не только за первое впечатление участников саммита (известно, что по одежке встречают), но и за безопасность своих гостей. Поэтому на несколько дней было решено закрыть местный аэропорт и усилить меры безопасности. Все организационные издержки и неудобства узбекская сторона взяла на себя.

 

"До Самарканда добираемся поездом: на период проведения саммита ШОС власти Узбекистана ограничили прилет в Самарканд, поэтому прилетели в Ташкент ночью, немного подождали и утром садимся вот на этот прекрасный поезд. Обещают домчать всего за два часа", - делился своими впечатлениями наш корреспондент.

 

 

Побеспокоился Узбекистан и о здоровье приезжающих в эти дни в Самарканд. В Ташкенте журналистам улыбались только при наличии сертификата о вакцинации и свеженького ПЦР - это было главное условие аккредитации. Участники саммита сдавали ПЦР и по прибытии в Самарканд, и все последующие дни.

 

В гостиничных номерах журналистов (а сотрудников СМИ было по нашим подсчетам от нескольких сотен до тысячи) тоже ждал сюрприз: национальные угощения и напитки. За каждой делегацией были закреплены гиды, готовые помочь в любое время дня и ночи. А заветный журналистский бейдж открывал любые ворота. Конечно, кроме тех, которые закрывались за президентами. В общем, начало было многообещающим.

 

"Такое вот угощение ожидает при входе в номер: традиционные для страны сухофрукты, сладости, соки и даже бутылочка вина. Чтобы точно понимать, что это не за дополнительную плату, есть даже соответствующая записка", - продолжал делиться впечатлениями наш журналист.

 

А на записке действительно было написано: "Уважаемый гость! Добро пожаловать в гостеприимный Самарканд. Надеемся на то, что вы насладитесь этим изысканным вином!"

 

Оказался ли это комплимент в номере таким, как его описали, наш корреспондент так и не рассказал…

 

 

Как на Лукашенко оказалась маска с китайским флагом

 

 

Из-за строгих антиковидных мер и соображений безопасности к мероприятиям с участием глав государств была допущена только личная пресса. Александр Лукашенко в первый день саммита, 15 сентября, провел переговоры с руководством Узбекистана, Китая, Пакистана и непосредственно самой ШОС. На одну из встреч, с китайским коллегой, Президенту пришлось надеть маску - это было, так сказать, главным условием "аккредитации".

 

 

 

Китайская делегация придерживалась очень строгих правил из-за продолжающейся пандемии. Наверное, из-за этого Си Цзиньпин после запланированных встреч и пропал с радаров журналистов. Его не было ни на общем ужине, который давал президент Узбекистана, ни на групповой прогулке по Самарканду, во время которой остальные президенты дегустировали национальные блюда, ни на салюте в честь ШОС. Даже памятное дерево Председатель КНР сажал отдельно - в рамках двусторонней встречи с Президентом Узбекистана.

 

Интересно, что Александр Лукашенко на встречу с китайским коллегой надел маску с флагом КНР. Оказалось, что изначально глава государства приехал на переговоры со своей маской. Но перед самой встречей попросил китайскую - на ней красовался флаг. Наверное, тем, кто поставляет маски Президенту, стоит задуматься над брендингом…

 

Си Цзиньпин и Александр Лукашенко
Си Цзиньпин и Александр Лукашенко

 

 

На какое будущее рассчитывает Беларусь в ШОС?

 

 

Решение Беларуси стать полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества Александр Лукашенко пояснил на встрече с генеральным секретарем ШОС:

 

"Наш шаг по вступлению в "шанхайскую семью" в качестве наблюдателя не был спонтанным или случайным. Тогда Шанхайская организация сотрудничества была еще молодой, пыталась встроиться в мировой порядок. Это уже сейчас на ШОС смотрят как на будущее, очень влиятельный полюс нашей планеты. Тогда было не так. Но мы в то время определились, что будем развивать наше сотрудничество с Шанхайской организацией. В этом наше и политическое, и экономическое, может быть, и военно-политическое будущее".

 

 

 

 

 

Об итогах "двусторонок" журналистам в тот же вечер сообщил министр иностранных дел Владимир Макей. Договоренности достигнуты конкретные и очень предметные, заявил он.

 

 

Во время переговоров в Самарканде Александр Лукашенко и Шавкат Мирзиёев подвели итоги двустороннего сотрудничества за последние годы. Президенты констатировали, что за прошедшие 5 лет товарооборот между странами вырос в пять раз.

 

 

Александр Лукашенко и Шавкат Мирзиёев
Александр Лукашенко и Шавкат Мирзиёев

 

"Подготовлена дорожная карта по нашему сотрудничеству, которая предусматривает перспективные направления взаимодействия. Президентами обращено особое внимание на необходимость безусловного выполнения всех договоренностей. Есть понимание, что контакты на высшем уровне должны быть продолжены. Поручено проработать к будущей встрече наших руководителей конкретные проекты", - отметил министр.

 

Очень интересной, важной и теплой Владимир Макей назвал встречу Александра Лукашенко с премьер-министром Пакистана. "У нас существуют большие наработки с этой страной. К сожалению, в последнее время товарооборот несколько снизился. Но премьер-министр Пакистана и Президент Беларуси договорились о том, что в ближайшее время мы обменяемся делегациями, подготовим конкретный план нашего сотрудничества на ближайшую перспективу. Думаю, что в течение очень короткого времени будет организована следующая встреча наших руководителей, на которой эти планы могли бы быть подписаны", - добавил глава МИД.

 

 

Как развлекали в Самарканде журналистов

 

 

И хотя Шавкат Мерзиёев провел этот вечер с высокими гостями, несколько сотен иностранных журналистов тоже ждал по-настоящему президентский прием. Десятки национальных угощений, танцы, песни, смена блюда и снова танцы, песни! Как говорится, лучше один раз увидеть. Если вы встречаете гостей как-то по-другому, нас к себе не зовите.

 

Причем хозяева постарались угодить всем: во время ужина прозвучала народная музыка всех стран, которые имеют хоть какое-то отношение к ШОС. И это здорово. Неформальная обстановка - хороший способ обсудить накопившиеся вопросы и неожиданно возникшие проблемы. Да и где еще увидишь индийского журналиста, ловко отплясывающего под песню о счастье из "Ивана Васильевича".

 

 

О чем Лукашенко хотел поговорить с Алиевым с глазу на глаз?

 

 

Неформальной обстановкой воспользовались и главы государств. Например, президентам Таджикистана и Кыргызстана уже после завершения всех официальных мероприятий на саммите ШОС удалось согласовать отвод сил от границы.

 

Какие-то вопросы собирались обсудить "на ногах" Александр Лукашенко и Ильхам Алиев. Учитывая, что накануне снова обострились отношения между Арменией и Азербайджаном, не исключено, что белорусский Президент мог призвать своего коллегу к мудрости. Хотя, куда уж больше.

 

А вот за жизненную мудрость Президент Турции Эрдоган, скорее всего, и поставил лайк Лукашенко: в сети разошлась фотография смеющейся компании глав государств.

 

 

Разве ШОС - это серьезно?

 

 

Но вернемся к ШОС. Почему все-таки Беларусь решилась прокачать себя до полноправного члена организации? Мне кажется, это политическое чутье. 12 лет назад Беларусь, разглядев в ШОС серьезный региональный потенциал, решила примкнуть к евразийским партнерам. Сейчас организация приобретает геополитическую силу, значит, пора и Беларуси сделать очередной шаг.

 

Кто-то до сих пор считает, что ШОС - это просто локальный кружок по интересам. Но вот вам парочка фактов. Общая территория стран, входящих в организацию, составляет более 34 млн кв.км или 60% территории Евразии. Для сравнения, территория Европейского союза - примерно 4,5 млн кв.км. Общая численность населения стран ШОС превышает 3 млрд. Почти в 7 раз больше, чем в ЕС. Ничего себе такой кружок получается!

 

ШОС не является военным блоком и не нацелена на противостояние с другими государствами или объединениями. Ее главные задачи - укрепление стабильности и безопасности на евразийском пространстве, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. И ресурсы на это есть. Поэтому не удивительно, что существует целая очередь из стран, которые желают встать в этот "кружок".

 

 

Пока в Европейском союзе страны все чаще сталкиваются с недопониманием и порой пренебрегают общими интересами, авторитет и влияние ШОС на международной арене растет. Тем более у нее есть все возможности, чтобы не играть по чужим правилам. Более того, сегодня эта организация одна из немногих действительно способных защитить право государств на независимое развитие. Как сказали во время саммита, ШОС - это Шанс Остаться Суверенным.

 

"Если сравнивать Беларусь (особенно по численности населения) с Китаем или Индией, действительно, страна небольшая. Но мал золотник да дорог, как говорится. Будучи полноправным членом семьи ШОС, Беларусь всегда может рассчитывать на помощь и поддержку в случае тех или иных затруднений. К сожалению, в нынешних обстоятельствах, когда у наших политических оппонентов, судя по всему, окончательно сорвало все предохранители, никто ни от чего не застрахован", - поздравил Беларусь с началом процедуры получения "гражданства" ШОС заместитель генерального секретаря организации Григорий Логвинов.

 

 

Почему Лукашенко назвал ШОС фундаментом для новой архитектуры мира

 

 

Многие эксперты предполагали, что после саммита в Самарканде ШОС начнет дрейфовать в сторону превращения в полноценный антизападный блок. Но эти предсказания не сбылись. В очередной раз лидеры ШОС подтвердили, что главное для них - это взаимодоверие, стремление к совместному развитию и уважение многообразия цивилизаций. Наверное, поэтому белорусский Президент видит в ШОС основу для новой архитектуры мира.

 

 

"Следуя базовым целям и принципам, Шанхайская организация сотрудничества предоставляет реальную площадку для равноправного, уважительного диалога. В условиях кардинальных изменений в глобальном мироустройстве и санкционных войн, развязанных Западом, в организации вырабатываются цивилизованные подходы к решению актуальных международных и региональных вопросов. Убеждены, "шанхайский дух" и всестороннее сотрудничество способны стать крепким фундаментом для новой архитектуры мира", - сказал во время выступления на саммите Президент.

 

Стремления белорусской стороны нам понятны. Но что особенного может привнести в ШОС среднее по европейским меркам и совсем небольшое в сравнении с азиатскими гигантами государство?

 

Ответ неожиданно нашелся у Президента России: "Мы всегда выступали за полноформатное участие в ШОС Беларуси, которая является стратегическим партнером и союзником России. Членство Беларуси в ШОС укрепит сотрудничество в политике, экономике, сфере безопасности и гуманитарной отрасли".

 

В Министерстве иностранных дел в свою очередь рассказали, зачем Беларусь решила стать членом ШОС. Начальник главного управления Азии, Африки и Латинской Америки Игорь Белый отметил, что со времен своего создания Шанхайская организация сотрудничества являлась больше политическим объединением, которое занималось региональными проблемами. Но в последние годы на площадке ШОС решается все больше экономических вопросов. Принимаемые решения касаются межбанковского сотрудничества, взаиморасчетов и реализации совместных проектов.

 

"Беларусь целенаправленно шла к полноправному членству в Шанхайской организации сотрудничества. Мы были партнерами по диалогу, потом стали наблюдателями. Теперь мы подали заявку на полноформатное членство. Как только мы станем полноформатными членами ШОС, мы получим доступ ко всем проектам, ко всем договоренностям, а также к реализуемым двусторонним и многосторонним проектам", - пояснил дипломат.

 

 

А может, Беларусь станет своеобразным мозговым центром ШОС, главным генератором идей? Это качество белорусов, кстати, недооценили на Западе. Зато вполне ожидаемо там переоценили свои возможности.

 

Сколько лет Беларусь призывала западные страны к мирному диалогу? С идеей перезапустить хельсинкский процесс, так называемые Хельсинки-2, белорусские дипломаты объездили Европу вдоль и поперек. Сколько раз Беларусь предлагала интеграцию интеграций? Страны могли успешно сотрудничать на пространстве от Лиссабона до Владивостока. Но что происходит сейчас? Слово "безопасность" уже боятся упоминать всуе, а нынешнее мироустройство трещит по швам.

 

Западные страны попытались вытолкнуть Беларусь из глобальной политической системы. Но республика по-прежнему остается в авангарде. Наверняка, и в ШОС Беларусь станет одним из, пусть не экономических, но все-таки лидеров.

 

 

Когда Беларусь станет членом ШОС?

 

 

Как мы уже писали, на саммите в Самарканде лидеры ШОС приняли решения о начале процедуры приема Беларуси в члены организации. Однако не все так просто. Как говорится, есть нюансы. По положению о приеме новых членов в ШОС государство-заявитель должно присоединиться к действующим в организации международным договорам (а их около 40), внести необходимые изменения в национальное законодательство.

 

Например, Индии и Пакистану для этого потребовалось почти два года. Сейчас соответствующие процедуры проходит Иран.

 

"Конечно, путь еще достаточно долгий и неблизкий, потому что сопряжен с очень длительной законодательной процедурой. Но контакты с вашим посольством в Пекине показывают, что вы уже хорошо к этому всему подготовились. Надеюсь, что все пройдет, что называется, без сучка и задоринки", - сказал Григорий Логвинов.

 

 

Почему ШОС набирает популярность и какой момент посоветовал не упустить Лукашенко

 

 

Современные потрясения только подогревают интерес к ШОС у самых разных государств. Как нам рассказали в организации, буквально в последние дни поступило несколько заявок о желании присоединиться к "шанхайское семье". Объясняется это просто: сегодня все больше и больше стран не желают жить в мире конфронтации, их притягивает позитивная философия ШОС. Как говорится, пока дух Хельсинки буксует, Шанхайский набирает обороты. Лиха беда начало!

 

 

Кстати, Александр Лукашенко, наверное, оказался единственным президентом на саммите, который отошел от заранее заготовленного текста.

 

 

"Я человек не один год в политике (наверное, здесь не много людей, которые могут этим похвастаться). И я очень внимательно наблюдал, как после образования Шанхайская организация сотрудничества боролась за свое лидерство. Регионального лидера. Сейчас, и момент такой, и работа нашей организации, и особенно события в мире привели к тому, что мир значительно изменился. Все мы констатируем, что этот мир уже не будет таким, как был раньше. И взгляды, как раньше говорили, всего прогрессивного человечества обращены к нашей организации - Шанхайской организации сотрудничества", - сказал глава государства.

 

Сейчас самое главное - не упустить этот момент, подчеркнул он.

 

"Нужно дать шанс тем государствам (а вы говорили об этом, и правильно - их немало) для того, чтобы они могли найти альтернативу существующим реалиям. Наша организация может стать глобальной. Объективно стать. И решать глобальные проблемы мироустройства в современных условиях. Нужно не опоздать, уловить этот момент и адекватно на это ответить", - подытожил белорусский лидер.

belta.by

Два года назад в день президентских выборов, уже вечером, начались уличные выступления. Несогласные с результатом голосования представители оппозиции пытались прийти к власти через государственный переворот. Сегодня у всего общества есть возможность трезво оценить события августа 2020-гэ и убедиться, чтэ наш народ сделал правильный выбор – спас страну, уверена депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Ирина Довгало.

Технологии дают небывалые возможности – Мы живём в удивительное время: фактически каждые пять лет мировая наука и промышленность делают новый технологический шаг. Ещё недавно у нас были кнопочные телефоны, теперь у каждого в руках полноценный портативный компьютер. Технологии не только улучшают жизнь, но и позволяют нами манипулировать. Посмотрим на белорусское общество в 2020-м. В марте менеджер среднего звена – довольный гражданин (ходит на работу, в бар с друзьями, копит на отпуск), в августе он уже пишет подсудные посты в соцсетях. Что же случилось? Произошла хорошая промывка мозгов через новые формы распространения информации. Но начнём сначала. Что представляла из себя оппозиция действующей власти, ставшая ядром протеста? При приближении видно – группа людей, никогда ничем не управлявшая. В СМИ обнародовали их профессии, образование, места работы… Подбор персонажей для «будущего правительства» комичен: безработный, домохозяйка, театрал, ипэшник и так далее.

Сборище политических авантюристов, которые чётко действовали по указке и на деньги различных фондов из-за рубежа. Они даже ничего не предлагали стране. Их лозунги сводились к тому, чтобы разрушить систему действующего государственного управления, убрать поддержку ряду предприятий и селу, за ЖКХ – стопроцентная оплата, люстрация чиновников, платная медицина и образование. Под лозунгом демократии нашим гражданам преподносились капиталистические устои XIX века, по ним в ЕС уже лет сто не живут. Но для белорусов сойдёт… Экономическая оппозиционная программа вообще характеризовалась остаповской фразой «заграница нам поможет». Всерьёз обсуждалась мифическая помощь теоретического Запада на реорганизацию белорусской экономики, а реально – на её развал… Ведь чем беднее общество, тем легче им управлять (люди готовы работать за еду). Но все эти планы маскировались под радикальные лозунги общего характера: «Перемен!», «Свободы!», «Людьми зваться!» В каждой стране есть группа населения, готовая пошуметь на улицах, тем более если ежедневно в соцсетях и мессенджерах тебя к этому призывают. Большинство протестующих стали заложниками технологий, в итоге нарушив закон. А за его нарушение нужно отвечать. Картина простая. Вы – обычный тестировщик в IT-компании, бесплатно закончили вуз, зарабатываете больше родителей, живёте в столице, на выходные – в Несвиж, отпуск в Турции. И тут вас начинают бомбить информацией, что жить станет ещё лучше, надо только выйти на улицу, сказать своё веское слово, потребовать перемен да ещё знакомого привести. Вы из своей однообразной, без потрясений компьютерной жизни, приняв для храбрости, идёте в указанную точку «дышать воздухом перемен». Таких человек сто приходит, но десять из них уже заряжены деньгами, металлическими прутами и планом действий. В итоге мы все читаем в официальных СМИ «… вечером 9 августа на определённых избирательных участках в Беларуси стали искусственно образовываться очереди. Так оппозиционно настроенные граждане пытались помешать белорусам голосовать, чтобы вызвать их возмущение и недовольство властью: мол, она не дала людям выразить своё мнение…» Тогда по поручению Главы государства в столице и других регионах было принято решение продлить работу участков, чтобы дать всем людям возможность проголосовать. Но повод для протестов всё-таки был нужен, и оппозиция пошла на провокации.

newsgomel.by

 

 

Беларусь получила единогласную поддержку в вопросе получения статуса полноправного члена Шанхайской организации сотрудничества. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на заседании Совета глав государств ШОС в Самарканде, передает корреспондент БЕЛТА.

Беларусь с 2010 года является партнером ШОС по диалогу, а с 2015 года - наблюдателем в организации. "У нас было достаточно времени, чтобы сопоставить цели и задачи организации с интересами своего государства, оценить напряженный и конструктивный характер ее работы, а также убедиться в собственных силах и возможностях", - сказал глава государства.

 "Мы очень признательны за единогласную поддержку в вопросе получения статуса полноправного члена", - отметил Александр Лукашенко.

По словам главы государства, с учетом стратегически важного географического положения Беларусь способна органично дополнить структуру организации. "Можем предложить свои транзитный, промышленный, научный потенциал, опыт миротворческой деятельности и многосторонней дипломатии", - добавил он.

Подробнее здесь: https://youtu.be/OqG4sDx1YEw

Роман Протасевич в эфире программы «Марков. Ничего личного» на ОНТ озвучил одно из главных преимуществ Президента Беларуси Александра Лукашенко: Глава государства всегда умело находил баланс между Востоком и Западом.

Роман Протасевич: «В среде оппозиции это могут признать: одно из преимуществ политика Александра Григорьевича [Лукашенко] – то, что он мягко умел находить баланс между Востоком и Западом. Это тот баланс, который необходим Беларуси, – уметь говорить с Западом, даже несмотря на требования исключительно Запада. С другой стороны – это Россия, в орбите которой находится Беларусь, как и абсолютное большинство стран постсоветского пространства. Но это было отличным балансом. Беларусь очень умело находилась посередине, между Востоком и Западом. Другой вопрос в том, что с введением санкций этот баланс стал нарушаться. Мне, если честно, во многие моменты тяжело понять людей, которые говорят про то, что Беларусь должна идти по западному пути развития, но при этом сами строят стену между Беларусью и Западом, отталкивая Беларусь от Запада и Запад от Беларуси все больше».

ont.by

Войти с помощью

 

  

Яндекс Реклама