В воспитании детей необходимо избегать крайностей
На днях возвращаюсь с работы домой. Возле подъезда подбегает мальчуган лет пяти, симпатичный, лицо радостное, буквально весь светится от счастья. Видно, отдохнул, поиграл с другими детьми, получил заряд бодрости и отличного настроения.
Разрешите, я вам открою дверь своим чипом? – обратился мальчик ко мне.
- С удовольствием! – поддержал я его душевный порыв и своей улыбкой поддал ему хорошего настроения.
Мальчик рванул вверх по лестнице и, пока я поднимался следом, успел уже открыть дверь своей квартиры. И, о, Боже!.. На бедного ребенка обрушился град упреков и неприятных слов. Малыш, оказывается, заигрался со сверстниками и вернулся домой на несколько минут позже отведенного ему времени. При раскрытых дверях молодая мама, не скрывая своего раздражения, с криком стала читать нотацию ребенку. Полагаю, что без матов на этот раз обошлось только потому, что я находился на площадке. От прекрасного настроения, которое было у малыша, не осталось и следа. Наоборот, на глазах появились слезы, лицо побледнело…
Можно себе представить, что творилось на душе у мальчика и какие чувства зарождались у него по отношению к родному человеку. Пройдут годы, и потом эта самая мама будет удивляться, почему ее сын грубо обращается с ней, уже состарившимся человеком, и со своими малыми детьми. И невдомек ей сейчас, что своим поведением, своими «воспитательными» мерами она портит будущего взрослого человека, портит морально и физически, ведь сердечко у малыша билось в минуты ругани его матери не так, как всегда…
Но это еще ничего по сравнению с тем, что можно часто наблюдать в нашем городе, хотя и село не является исключением. А именно: пьяная молодая мама сидит в кафе с такими же дружками и громко матюгается. Уже поздно, ребенок плачет, потому что устал, хочет спать, а то и голоден. Работникам кафе приходится вызывать на помощь милицию.
А на улице пьяные молодые родители заняты собой: курят и пускают дым в лицо своему ребенку, стоящему рядом и слушающему похабщину из уст папы и мамы, или лежащему еще в коляске и жадно впитывающему не только вредный табачный дым, но и манеры своих «дорогих» родителей…
Есть и другая крайность – чрезмерная опека, сюсюканье со своими чадами. Особенно это характерно для бабушек, которые души не чают в своих внучатах, готовы потакать им во всем, служить им. Здесь тоже происходит порча «человеческого материала», как нравственная, так и физическая. Вот совсем недавно довелось быть свидетелем, как человек с возмущением рассказывал о том, как молодая еще бабушка со скандалом буквально впихивала в переполненный городской автобус своего внука-школьника, которому до школы нужно ехать всего…одну остановку!
Очень много значит трудовое воспитание детей и молодежи. Сегодня, к сожалению, далеко не все молодые девушки владеют элементарными навыками ведения домашнего хозяйства. Известный педагог А. С. Макаренко подчеркивал, что основы воспитания, заложенные в ребенка до пяти лет, - это90 процентов всего воспитательного процесса. Затем воспитание продолжается, но родители уже начинают «вкушать плоды» своих воспитательных трудов, а за цветами они ухаживали до пяти лет.
Забота, сочувствие, жалость – вот бесценные качества добродетели, передаваемые матерью своей наследнице посредством личного примера. А вот праздность – это моральный, нравственный недуг. Тем не менее мы можем часто наблюдать, как молодая мама старается все делать сама, не дает своему ребенку выполнить те обязанности, которые ему идут только на пользу. Как известно, трудовые навыки дети начинают по-настоящему осваивать в 5 – 7 лет, вслед за игровым постижением жизни.
Труд – понятие нравственное. Ведь в прошедшие века на Руси даже княжеских дочек обучали с детства разным рукоделиям. Обучали тем ремеслам, где искусство работницы неизменно сочетается с кропотливым трудом, требующим особого внимания, терпения, а главное, с любовью, потому что домашнее рукоделие всегда кому-то адресовано.
Очень важно также, когда дети видят, как отец и мать общаются между собой, делятся мыслями и чувствами, оказывают эмоциональную, духовную поддержку друг другу. В семье, в процессе воспитания и общения с родителями человек получает основные «программы» жизни, общий взгляд на мир, на других людей и на самого себя. Эти «программы» могут быть в своей основе глубоко ошибочными и даже разрушительными, деструктивными. Кроме того, на уровне семьи могут сформироваться и такие модели поведения, как агрессивность, асоциальное поведение, алкоголизм и другие формы зависимости.
Михаил КОВАЛЕВ.