Что может испортить утром чудесное настроение? Пятна от зубной пасты на зеркале в ванной? Или пролившийся на белоснежные брюки кофе? А может дождь, заставший вас врасплох без зонтика на полпути на работу? Думаю, причины дурного расположения духа у каждого человека разные и зависят от его характера. Однако даже самого доброжелательного и бесконфликтного человека могут вывести из себя беспричинная грубость и хамство.
Как-то, едучи утром на работу в городском автобусе, становлюсь свидетелем бестактного отношения кондукторов к пассажирам.
- Что вы мне суете? Где я вам возьму сдачу? Разменивайте деньги где хотите! – вскипела как пузатый самовар дама в синей униформе, обращаясь к миловидной немолодой женщине, которая, едва ухватившись в толкотне одной рукой за поручень, другой – невинно протягивала купюру в пятьдесят тысяч белорусских рублей.
В ответ на несправедливо повышенный тон подруга скромной «жертвы» кондуктора стала громко возмущаться и спорить с обидчицей, «призвав» к «бою» и остальных пассажиров автобуса. Все присутствующие, как коршуны, бросились в защиту пожилой женщины. Трехминутная массовая перепалка закончилась торжествованием справедливости: озлобленная кондуктор все-таки наскребла по своим карманам мелочи и виновато протянула сдачу с пятидесяти тысяч своей сконфуженной «жертве».
Как вам такая причина испорченного настроения?
Или другая ситуация. Стою как-то субботним утром в длиннющей очереди в магазине. Подходит черед стоящего передо мной мужчины:
- Что вам? – раздраженно спрашивает у него молоденькая продавшица, не скрывая своего недовольства от стремительно растущего потока покупателей.
- Хлеб, пакет сметаны и десяток яиц, - вежливо отвечает мой сосед по очереди и протягивает сто тысяч рублей.
- Сдачи нет, - отрезала кассир и возвратила купюру. – Следующий…
- Нет – так разменяйте деньги, - не сдается покупатель. – Очевидно, в таком большом магазине в одной из касс найдется мелочь. Хотя бы поинтересуйтесь…
Пробурчав что-то себе под нос, продавщица демонстративно подошла к своей старшей коллеге за соседней кассой, с ядовитой ухмылкой шепнула ей нечто на ухо и вернулась с мелкими купюрами. После чего молча швырнула деньги «надоедливому» клиенту.
У мужчины появилась причина для хорошего настроения? Сомневаюсь.
А вот другой случай. Пришла я на днях в отделение банка отдать долг государству – заплатить кредит. И стала невольной свидетельницей неприятной ситуации. Мальчишка лет четырнадцати внес оплату за домашний телефон. Проверяя квитанцию, он заметил, что неправильно указал номер. Попросил работника банка исправить ошибку. На что женщина-кассир буквально переменилась в лице, натянув маску ярости и негодования.
- Куда глаза твои глядели? Пусть в следующий раз родители сами приходят оплачивать коммунальные! – выпалила она, тем не менее, выполнив его просьбу.
Бедный ребенок жутко покраснел и, попросив прощение, чуть ли не бегом вышел из банка. Думаете, в прекрасном расположении духа? Отнюдь, нет.
Одно неправильное слово, резкая фраза, грубая интонация – и настроение человека, который, проснувшись, первым делом улыбнулся новому дню и пожелал родным доброго утра, испаряется в одночасье. Скромная пожилая женщина, «облитая» с утра пораньше в автобусе «помоями» агрессии и злости, после этого, думаю, вряд ли с улыбкой поздоровается со своими коллегами на работе. Вежливый мужчина, столкнувшись с грубостью в магазине, вряд ли поцелует внука за высокую оценку по алгебре. А наивный ребенок, «нарвавшийся» на хамство в банке, наверняка забудет поблагодарить свою маму за вкусный обед… Скорее всего, ни улыбки, ни поцелуя, ни волшебного слова «спасибо» в этот день они никому не подарят. Казалось бы, такой незначительный инцидент из-за невоспитанности незнакомого человека – а хорошее настроение как рукой сняло.
Каждый раз наблюдая такое пренебрежение и не понятно откуда взявшееся человеконенавистничество со стороны общественных работников – будь то кондукторы, продавцы или банковские служащие, – в голову приходит иронически-риторический вопрос: интересно, вместе с должностью при поступлении на работу им «выдаются» право на хамское поведение и строгий запрет на дружелюбность? Безусловно, работа с людьми требует крепких нервов, «подвешенного» языка и смелой хватки. Однако это не освобождает представителей «общественных» профессий от гуманного отношения к своим клиентам, которые тоже, между прочим, – люди.
Согласно, и среди общественных работников встречаются вежливые граждане. Жаль только, что в соотношении 1:10 – один приветливый на десять сердитых. Вспомните, а часто ли вы встречали в своей жизни улыбающихся кондуктора, продавца или банковского служащего?..
В. ОЛЕСИК.