Сегодня многие из тех, кто сталкивается с необходимостью проведения уроков с репетитором, искренне недоумевают: сколько поколений людей — их мамы и папы, бабушки и дедушки — учились в школе, заканчивали институты, временами даже двигали вперед науку, и как-то обходились без дополнительных частных занятий. Понять их труда не составляет: действительно, широкой интерес к обучению с репетитором появился недавно. До этого понятие репетитор обычно ассоциировалось с прихотями высоко обеспеченных людей.
В нашем городе давно никого не удивишь репетиторством: помочь ребенку подготовиться к централизованному тестированию, повысить успеваемость в школе или просто облегчить предстоящее обучение в вузе — родители по многим причинам обращаются к услугам дополнительного обучения для своих чад.
А вот насколько оправданы репетиторские занятия? Всегда ли сверхурочная нагрузка является полезной для самого ученика? Ответы на эти вопросы может дать лишь опытный педагог, воспитанники которого регулярно демонстрируют успехи в обучении. Такой, к примеру, как учитель химии гимназии города Рогачева Валентина Рябина, чьи ученики каждый год становятся победителями либо призерами областных олимпиад по химии.
— В гимназии в классах с химико-биологическим уклоном химия преподается восемь часов в неделю, что позволяет учащимся получить достаточный объем знаний по предмету, не прибегая к помощи репетиторов, — рассуждает Валентина Михайловна. — Чего нельзя сказать о других общеобразовательных школах района, где время на обучение химии ограничивается двумя часами в неделю. Такой беглой школьной программы, очевидно, недостаточно, чтобы подготовиться к олимпиадам или централизованному тестированию, где ученик оказывается в нестандартных условиях, требующих от него максимум умений и сообразительности. Учащимся таких школ, желающим в дальнейшем связать свою жизнь с химией, будет не лишним межшкольный факультатив (лицей), который проходит еженедельно на базе гимназии, либо дополнительная подготовка у своего преподавателя. Уверена, что сверхурочные занятия полезны для школьника: кроме того, что это дает ему возможность подтянуть свои знания по предмету, так еще позволяет попусту не тратить время на бесцельные занятия и развитие вредных привычек.
Прежде чем решить, нанимать ли репетитора для своего чада, каждый родитель должен тщательно взвесить все «за» и «против». Ведь плюсы дополнительного обучения, среди которых — своевременная помощь в устранении пробелов, повышение самооценки ребенка, более прочные знания, индивидуальный подход, дополнительное внимание, — с лихвой компенсируют минусы: увеличение трудового дня школьника с вытекающими последствиями в виде усталости и перенапряжения, снижение стремления к самообразованию, дополнительные расходы. К тому же трудно найти репетитора, который бы отвечал всем вашим требованиям: соотношение цены и качества, умение находить подход к детям, заинтересовать в предмете и многое другое. И все же, несмотря на очевидные недостатки сверхурочных занятий, многие знакомые с репетиторами не понаслышке родители считают их не очень большой ценой за те знания, которые помогли их чадам достигнуть поставленных целей.
— Моя дочь около года занималась с репетиторами по русскому языку и биологии, чтобы подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение. И, надо отдать должное, дополнительные занятия помогли ей в этом: на вступительных тестах она набрала 80 процентов по русскому и 90 — по биологии, — делится мама студентки Витебского государственного медицинского университета Елена Осипова. — Хочу сказать, что многое здесь зависит от самого ребенка, от его желания и способности к обучению: кроме частных занятий с педагогом, дочка все свободное время посвящала самоподготовке и закрепляла полученные с репетитором знания. Потому что если у ребенка нет интереса к предмету, все усилия педагога сводятся к нулю.
Решив, что дополнительные уроки необходимы вашему ребенку, важно не просчитаться с выбором педагога.
— Налоги за оказание платных услуг по репетиторству выплачивают сегодня семь граждан: трое — как юридические лица и четыре — как физические, — рассказывает начальник отдела налогообложения индивидуальных предпринимателей инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Рогачевскому району Зинаида Мартынова. — Среди них — репетиторы по русскому, белорусскому и иностранному языку, химии и биологии, начальных классов.
Удивлены? Спросите, а кто же тогда та тетенька, которая «подтягивает» вашего младшего по физике? Вероятно, она тоже хороший педагог. Однако относится к разряду тех репетиторов, которые занимаются своей предпринимательской деятельностью вразрез с законом, рискуя рано или поздно получить за свои труды административное взыскание. Пока же таких случаев в Рогачевском районе не зафиксировано.
Грамотный учитель, всесторонне владеющий предметом и умеющий в доступной форме передать свои знания ученику, — это половина успеха в деле обучения вашего чада. Для полного же успеха необходимо еще стремление к знаниям самого ребенка, его упорные старания к достижению поставленных образовательных целей. В противном случае грош цена репетиторским занятиям — и в материальном, и в моральном смысле.
Виктория РОГОЖНИКОВА.