Как говорят сами работники почты, открыток и писем адресаты сегодня получают меньше – электронная почта и мобильная связь наступают на пятки. Но сама профессия почтальона жива. И письма, и газеты с журналами всё так же часто опускаются в ящики рогачёвцев. Решив заглянуть за кулисы почтового дела и узнать, почему не каждому сумка с письмами и газетами по плечу, журналист «Свабоднага слова» провела день с одним из лучших работников городского отделения почтовой связи № 1 Рогачёвского РУПС Людмилой Синицыной.

[caption id="attachment_104282" align="aligncenter" width="800"] С таким наставником, как Людмила СИНИЦЫНА (справа),изучать основы почтового дела было легко и увлекательно.[/caption]

Готовимся к старту

Рабочий день Людмилы Ивановны начинается в 8.40, поэтому, как и договаривались, в 9.00 я уже на своём новом рабочем месте. В почтовом отделении людно: кто-то пришёл положить деньги на телефон, кто-то – оплатить коммунальные услуги, кто-то – за пенсией. В комнате почтальонов 4 рабочих места: за столом с полочками каждая работница готовится к выходу на свой участок. Ожидаем машину с корреспонденцией.


– Девочки, идём, – раздаётся голос заместителя начальника отделения Ольги Кравцовой.
Через пару минут тишина в комнате сменяется шелестом бумаги, резким стуком печати, а в воздухе появляется приятный запах свежей прессы. Женские руки, чёрные от типографской краски, ловко справляются со стопками газет. «СБ Беларусь Сегодня», «Знамя юности», «Сельская газета», «Спортивная панорама», «Гомельская праўда»… Корреспонденция делится между почтальонами в соответствии с маршрутом и количеством подписчиков.
Понаблюдав за быстрыми движениями «коллег», предлагаю свою помощь. Беру часть стопки родного «Свабоднага слова» и складываю её пополам. Подсматриваю за опытными работниками – кто-то кладёт стопочку на сгиб руки и быстро снимает сверху по одному экземпляру. У кого-то получается вынимать газеты изнутри. У меня не выходит ни то ни другое: газеты то и дело рассыпаются, хотя я очень стараюсь.


На столе у Людмилы Ивановны появляется журнал с адресами и фамилиями – письма, газеты, извещения она раскладывает по маршруту своего следования.
– Ещё нужно получить пенсии, их сегодня 11. И заказные письма, – сообщает моя «напарница».

Поднять семь килограммов? Легко!

В большой сумке Людмила Синицына понесёт лишь часть корреспонденции. Остальные газеты и журналы она раскладывает в 2 стопки и перевязывает верёвками – их почтовая машина доставит в опорные ящики или пункты.


– Женщина-почтальон может нести сумку весом не более 7 килограммов, – поясняет моя собеседница. – Кроме периодики и писем, в ней товары на продажу: семена, конверты, лотерейные билеты, открытки.
Сказать легко, а подняла – и сумка тянет мою руку вниз. Людмила Ивановна уверяет, что уже не замечает этой тяжести, привыкла. На почте она работает 15 лет, до этого была занята в торговле.
– Пришла сюда и осталась, – рассказывает опытный работник. – Мой участок самый большой: охватывает посёлки Космонавтов, Южный и ДСР. За смену прохожу более 15 километров.
Наконец все письма и газеты разобраны, квитанции на подписку готовы, пенсии пересчитаны. Пора отправляться на заснеженные рогачёвские улицы.

«Профессиональный» спорт – ежедневно

Два дня назад было ветрено и снежно, а сегодня погода немного наладилась, подморозило. Но всё равно руки и лицо мёрзнут, а на дорогах скользко. Для бывалого работника такие капризы небесной канцелярии не в новинку, да и разносить почту нужно при любой погоде.
– Проездные выдают, обеспечивают обувью и спецодеждой: жилетками, туфлями, резиновыми и зимними сапогами, куртками, плащом, – слушаю Людмилу Ивановну, пока ждём автобус, чтобы подъехать одну остановку.
Обход участка начинаем с 4 пятиэтажек по улицам Волкова и Кирова. В каждом доме по 2 подъез-
да – в них заходим при помощи чипов. Несколько ступенек вверх – и перед нами цепочка почтовых ящиков. Людмила Ивановна помнит, кто что выписывал, ведь сама оформляла подписку. Меньше минуты в тепле – и снова на улицу, к следующему дому. Прохожие здороваются, останавливаются, договариваются о подписке. Спрашиваю у своего «наставника»: о чём думаете, когда вот так каждый день ходите с почтой?
– Все мысли о работе, – улыбается она. – Наше отделение лучшее, все планы выполняем. На полугодие оформила подписку на 670 экземпляров периодических изданий. Сейчас главное – доставить почту и пенсии.
Пятиэтажки пройдены. Относим письма и газеты в магазин «Омега» и выходим в частный сектор по улице Волкова.

Для всех жителей как родная

С почтальоном здесь все здороваются – для жителей частных домов она давно стала своей. Собственно, именно таким и должен быть настоящий почтальон.
– В основном люди дружат со мной, а я с ними, – продолжая свою работу, рассказывает Людмила Синицына. – Пожилые рогачёвцы ждут пенсии, называют меня «мамка» и «кормилица». После стольких лет знаешь, кому что сказать, с кем о чём поговорить. И даже по тому, как оставлены в почтовом ящике газеты и журналы, определяют, разносила их я или подменный работник.


Обращаю внимание, что дорожки к домам почти везде расчищены, но есть и исключения. Что ж, к роли первопроходца ни почтальону, ни журналисту не привыкать. Через какое-то время чувствую, что за Людмилой Ивановной не успеваю, поэтому приходится останавливаться посреди дороги, быстро делать пометки в блокноте или фотографировать. Замёрзшие пальцы сначала хотят отогреться, а только потом работать. Почтальон же ходит без перчаток, ловко пристраивая газеты в дверную щель, за ручку или бросая в красивый почтовый ящик. Еле успеваю задавать вопросы, справляться с подтаявшим на дороге снегом и следить за работой старшего товарища.
Поднимаемся по длинной улице Зои Космодемьянской. То с одной, то с другой стороны раздаётся лай собак. Такие сторожа здесь в каждом доме. Кстати, газовый баллончик «Шок» – обязательный аксессуар почтальона на случай встречи с агрессивным животным или с хулиганами.


Почти в конце улицы виднеется фигура человека с палочкой. Подходим ближе – пожилой человек, одетый по-домашнему, встречает работника почты и забирает районную газету.
– Всегда ждём своего почтальона, – смущается Михаил Георгиевич. – Знаем, когда она должна идти.
– А вон и машина поехала, пачки повезла, – обращает моё внимание на четырёхколёсного помощника Людмила Ивановна.
И здесь я замечаю, что сумка на её плече почти пуста. Подходим к магазину «Космос», где находится первый опорный ящик – почтальон забирает одну из стопок, подготовленных ещё в отделении. И работа продолжается.

Тяжела её сумка и служба трудна

За 1,5 часа мы обошли только 2 улицы посёлка Космонавтов, а я уже чувствовала усталость, ноги стали тяжёлыми. Людмила Ивановна, напротив, оставалась энергичной.
Елисеева, Климука, Королёва, Шаталова – и на эти улицы были доставлены периодические издания, письма, извещения. Последнюю упаковку корреспонденции Людмила Ивановна забрала в опорном ящике на Берегового. Примерно в 14.00 мы отправились в посёлок Южный, а в 16.20 вернулись в почтовое отделение, чтобы сдать невручённые письма и непроданный товар, деньги.
В этой профессии, как и во всех остальных, есть свои трудности: много времени приходится проводить на ногах, нужно держать в памяти адреса, имена. И так пять дней в неделю.
Мы привыкли, что в любое время года и при всякой погоде в наших поч-товых ящиках лежат свежие газеты. Но не все знают, каково нести «толстую сумку на ремне». «Не разрешу никому плохо отзываться о почтальонах», – подумала я, чувствуя, как устала за день. Хорошо, что завтра мне в родную редакцию.

Автор рубрики
Оксана РОМАНОВА.
Фото Василия РОГОЖНИКОВА.

Перепечатка текста и фотографий slova.by запрещена без разрешения редакции.

 

sv-­Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

2079831241naturalTreeДо точки отсчета нового, 2017 года, осталось меньше двух недель, и рогачевцы продолжают украшать свой родной город. Главный атрибут предстоящих праздников - лесная красавица - уже заняла свое почетное место на центральной площади Рогачева. А как же домашняя елочка? Большая или маленькая, целая или только веточки – она обязательно украсит каждый дом. На чем же остановиться? Поддаться модным веяниям и установить искусственную или сделать выбор в пользу всегда актуальной классики и приобрести натуральную? Корреспонденты «Свабоднага слова» рассмотрели «за» и «против» обоих вариантов.

Виктория РОГОЖНИКОВА

 

Живая елка дарит полное присутствие волшебства

_MG_5526а
В семье моего супруга есть много традиций. Но одна из них мне особенно импонирует. Это новогодний обычай наряжать живую елку за несколько часов до боя курантов. В последний день уходящего года мужчины приносят хвойную красавицу домой. В это время женщины украшают дом и готовят праздничный стол. В 10 часов вечера вся семья – и взрослые, и дети – начинают наряжать лесную гостью: каждый вешает на нее игрушки и загадывает при этом желания. Важное условие новогоднего ритуала – ель должна быть живой и непохожей на прошлогоднюю: новое деревце обещает принести в наступающем году новые радости, обновленное здоровье, успешные начинания. Согласитесь, очень добрая традиция, которая сплачивает и укрепляет семейные отношения. А еще является серьезным доводом в пользу натуральной елки.
Кроме того, живое праздничное деревце дарит наиболее полное ощущение волшебства, которое испокон веков является синонимом Нового года. Особое значение это обстоятельство имеет для мальчишек и девчонок, которые убеждены, что Дедушка Мороз – настоящий, что живет он в настоящем лесу в окружении настоящих елей. Тогда о каком искусственном дереве может идти речь в семье, где воспитываются маленькие детишки? Ну если только перед их родителями не стоит задача разрушить веру своих чад в новогоднее чудо и существование старого доброго волшебника, который приносит послушным ребятам подарки.
Не поспоришь и с тем, что хвойное благоухание вечнозеленой красавицы не сравнится ни с какими ароматизаторами, которыми напичканы современные заводские елки. Запах леса, смешанный с ароматом мандаринов и ноткой веселья, – лучшая смесь для атмосферы новогоднего праздника. Кроме того, хвойный запах благотворно влияет на здоровье: успокаивает нервную систему и снимает напряжение.
Причин украсить свой дом живой елкой много. Равно, наверное, как и искусственной. И все же, прежде чем принять окончательное решение, подумайте: в нашем мире так много ненастоящего и фальшивого – так пусть хотя бы Новый год останется тем самым праздником из детства. Искренним, светлым и чистым.

 

 

Оксана РОМАНОВА

Искусственная ель - это практично

_MG_5540а
Раньше было проще. Искусственные елки практически не встречались, и колючие лесные красавицы не знали конкуренток. Сегодня все по-другому. Искусственные новогодние деревья прочно заняли место в торговых рядах и поражают воображение своим разнообразием. Сейчас можно встретить великое множество елочных моделей от самых крошечных до огромных, с разным оттенком хвои, с эффектом снежных веток, с шишками и без – на любой вкус. Чем же хороши искусственные елочки? Давайте разбираться.
Первое, что приходит на ум - от них не будет такого количества мусора, как от живых. И не нужно будет вытряхивать елочные иголки из ковров до самой весны, и отгонять домашних питомцев от ароматного символа нового года. Настоящая красавица после окончания праздников безоговорочно отправится в мусорный контейнер, а ее так называемую соперницу следует только аккуратно разобрать и спрятать на антресоли до следующего праздника. Согласитесь, это довольно практично.
Следующая причина, добавляющая еще один плюс в пользу выбора ненатуральных елей - это бережное отношение к природе. Мне кажется, незачем вырубать лес ради недели хвойного аромата. На мой взгляд, в непременном желании заполучить на праздник настоящую хвойную красавицу есть определенная доля эгоизма и даже жестокости. Ведь ели, чтобы вырасти и стать красивым взрослым деревом, понадобится несколько десятков лет! Она могла бы расти и радовать нас своей красотой и ароматом... А тут неделю вокруг нее поводили хороводы - и на выброс! То ли дело ее искусственная напарница - прослужит долго, да и семейный бюджет сэкономит.
И еще несколько пунктов, которые склоняют к выбору елочек, изготовленных на заводе или сделанных руками человека. Купить и украсить копию живого дерева можно уже в начале декабря, а елочные базары с настоящими красавицами откроются не раньше второй половины того же месяца, что значительно «загрузит» предпраздничные дни. Мало того, пластмассовое дерево, если оно, конечно, изготовлено из качественных материалов, - пожаробезопасно. Что не скажешь о лесной гостье - она загорается мгновенно.
Итак, если вы дорожите своим временем, любите порядок и уют, с уважением относитесь к природе и заботитесь о своей безопасности, то искусственная ель будет оптимальным вариантом в вашем доме.

Не перестаю удивляться талантам рогачёвской земли. Ещё одним подтверждением стала встреча с Сергеем Закревским, который сотворил в своём гараже интересный автомобиль, напоминающий американский багги. Девиз Сергея звучит по-мужски: если человек хочет – он делает. Главное, чтобы были желание и, так сказать, руки из правильного места.


Как же возникла идея создания багги? Насколько безопасна такая погоня за адреналином? И дорого ли обходится подобное увлечение? Спросим у нашего талантливого земляка.

? Сергей, почему Вы решили смастерить багги?
– Наверное, потому что это открытая машина – когда тебя ничего не защищает, получаешь максимум адреналина. Идея родилась 5 лет назад после поездки в Крым. У товарища был заводской багги, катались – понравились ощущения. Вообще я хотел сделать снаряд, который даёт адреналин, – это могло быть что угодно.

? Сколько понадобилось времени, сил и средств?
– На чертёж ушёл год, а на исполнение – 6 месяцев, причём занимался им час–два в день. Думаю, к концу года багги будет готов. Поспорил, что смогу вложиться в 1000 долларов, но уже понадобилось немного больше.
Ещё появятся пол, другие колёса. Покрашу, немного зашью внизу. Мне больше нравится открытая машина. Закрыть её – и она потеряет агрессию. Спереди установлю ходовые фары, а сзади обязательно стоп-сигнал: в планах ездить в компании, на нескольких машинах.
После каждого выезда ждут переделки. При агрессивной езде что-то да ломается. Отечественные узлы, детали таких нагрузок не выдерживают.

? Как я поняла, Вы всё же в основном используете отечественные детали.
– Да. Инжекторный мотор ВАЗ-21093 мы сделали высокофорсированным. Передняя подвеска самодельная. Правда, отечественного сцепления хватает лишь на 1 выезд, потом приходится менять. Сцепление более дорогих марок работает дольше.
Каркас – это просто труба, которая продаётся на рынке. Трубогибом она гнётся под определёнными углами, потом сваривается точками и обваривается целиком. Всё делаю сам, кроме токарных работ. К слову, хочу сказать спасибо Петру Козлову (Санычу) и Владимиру Закревскому за помощь с токарными работами.

? Вы говорили, на чертёж ушёл год. Пользовались интернетом или сами придумали агрегат?
– Всё самодельное. Сперва был эскиз, потом чертёж. Я делал всё на бумаге – дочка не давала работать в AutoCAD (улыбается).
Затем покупается машина-донор, желательно, чтобы заводилась. Для багги донором стал ВАЗ-21099 – «Жигули» свежего года выпуска, но пострадавшие в аварии. С машины счерчиваются основные размеры: положение сидения от педали, положение руля относительно сидения и педали… Чертится основной каркас, туда вставляется мотор, и если всё подошло, то работа с карандашом продолжается.

? Какую максимальную скорость может набирать машина?
– Разгоняется где-то до 170 км/ч. Динамика разгона до 100 км/ч примерно за 3 секунды. На это влияют мощность мотора и вес авто. Багги лёгкий, в районе 300 кг, плюс мощность в 100 лошадиных сил. А ещё есть блокировка заднего дифференциала, то есть два задних колеса постоянно толкают машину.
Багги создавался с уклоном в дрифт. Машина разгоняется до определённой скорости, например до 100 км/ч, но потом нужно попытаться, чтобы задние колёса ушли в управляемый занос. Это достигается переключением на низшую передачу. Газ в пол, и если мощности мотора хватает, колёса срываются в занос, и при повороте руля машина едет боком до тех пор, пока хватает инерции от разгона. За полчаса стираются два колеса. Пар идёт, на мокрой траве даже загораются.

? Судя по всему, удовольствие не из дешёвых. А какой расход?
– А это смотря с чем сравнивать. Но это незабываемые ощущения! В основном в лесу катаемся – там поострее, поэкстремальнее. Причём не только летом, но и зимой. На багги не ездим по дорогам общего пользования, приходится перевозить на лафете.
Вообще нужно кататься там, где нет людей, потому что многим не нравятся выхлопы и пыль. Если сравнить со спортивной техникой, то багги не очень шумный. Здесь стоит прямоточный глушитель из нержавейки. На его изучение и изготовление потрачено 3 недели чистого времени.
Расход бензина зависит от стиля езды. При максимальной нагрузке выходит где-то 20 литров в час. Это ещё немного.

? А насколько это безопасно? Вы на ней когда-нибудь переворачивались?
– Это безопаснее, чем езда на мотоцикле. Есть ремни безопасности, но они скорее для того, чтобы из каркаса не выпасть. Багги двухместный, хотя лучше ездить одному. Если честно, рядом кататься страшно: могут попасться ветка, камень, пень… На этом не переворачивались, а на заводском попадали в аварию. Мой багги безопаснее. Его не удалось перевернуть даже самым отважным ребятам, очень устойчивый. И манёвры легко совершать, хорошо управляется – работает как гражданская машина.

? До багги делали что-нибудь?
– Самодельный катер, квадроцикл на базе тяжёлого мотоцикла. Мопеды, мотоциклы – я вообще молчу…
Машины интересно переделываю. Последней была Opel Monza. Делал кузов, красил. Уклон на легковые авто.

? Что сложнее делать – багги или квадроцикл?
– Думаю, багги, потому что более высокие скорости. Все эти углы и изгибы сделаны не просто так. Высота кабины, изгиб над головой пилота – всё вычисляется. Это огромный труд, поэтому повторяться не хочется. Должно быть хоть немного эксклюзива. Хотелось сделать хорошо не только техническую часть, но и внешний вид.

? Когда завершите работу, за что возьмётесь?
– Однозначно ещё за 1 багги, но немного другой. Их 2 вида: прогулочный, как у меня, и кроссовый, для гонок. Он будет одноместным, класса Д3-спринт.
Или попробую собрать полноприводный багги (сейчас я сделал заднеприводную машину). Он похож на трактор, предназначен для преодоления грязи. Это займёт меньше времени, потому что уже есть опыт.

? Хотите потом поучаствовать в кроссовых гонках?
– Ну да. В Бобруйске проходят соревнования, где багги пользуются большим спросом.

? И там участвуют самодельные багги?
– Заводских не существует. Машины проверяются, регламент даже определяет состояние колёс: зимние, летние, кроссовые. На кроссовых колёсах хорошие управляемость и сцепляемость с грунтом, но трасса сильно повреждается. Минус ещё в том, что машина на обычном покрытии едет просто как трактор.

? Что ещё в багги есть такого, чего нет в обычном автомобиле?
– Что такое багги? Со списанных американских автомобилей снимали всё, что можно снять, и ездили по пляжу. Затем на них стали соревноваться. Каждый пытался усовершенствовать машину: как правило, мощности моторов хватает в стоковом исполнении, но заводская подвеска не выдерживает, она короткоходная. Здесь уклон сделан на длинноходные подвески, способные удерживать машину на высоких скоростях и случайных препятствиях. Для этого необходима двухрычажная подвеска, которая редко применяется в гражданских автомобилях. Что она собой представляет? С каждой стороны по 2 рычага разной длины соединяются с рамой амортизаторной стойки. Ход подвески на переднем колесе должен достигать как минимум 40 см. Вместе с тем подвеску нужно сделать жёсткой, крепкой, но чтобы при ударе колеса о неподвижное препятствие ломалась подвеска, а не кузов машины. Вот это как бы основное отличие багги от гражданского автомобиля.

? Планируете продать «первенца» или оставите?
– Если будет спрос, то продам. Хотелось бы двигаться дальше.

Нам остаётся только пожелать Сергею удачи в реализации его новых творческих планов!

 

Нюансами автомобильного мира интересовалась
Елена УДАРЦЕВА.
Фото автора.

Перепечатка текста и фотографий slova.by запрещена без разрешения редакции.

 

sv-­Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

560553-jeans_26За модой не угнаться. Еще век назад верхом бесстыдства считались юбка, не прикрывающая колен, или плотно облегающие мужские брюки. А сегодня глубокое декольте и суперкороткие шорты - в порядке вещей. Неизменным с годами остается одно - неутихающие споры о вкусах в одежде. Стрелы критики не миновали и старые добрые джинсы. А если точнее - рваные джинсы. Вот и корреспонденты районной газеты решили подискутировать на тему: штаны с прорезями - это дань моде или показатель небрежности?

_MG_4573Виктория РОГОЖНИКОВА

Рваные джинсы должны соответствовать возрасту, месту и образу

Сегодня редко кого удивишь таким предметом гардероба, как по-модному рваные джинсы. И меня, в том числе. Признаюсь, сама никогда их не носила, зато знаю многих людей, которые с удовольствием отдают предпочтение брюкам из «усовершенствованного» денима. Сразу хочу обратить внимание читателей, что я вовсе не против современных направлений в одежде, в частности, рваных джинсов. Больше хочу порассуждать о трех «к»: кто, как и куда имеет привилегию надевать это джинсовое изобретение, так прочно закрепившееся в моде.
Не секрет, что у каждой одежды - свой возраст. А точнее - хозяин определенного возраста. Согласитесь, колготки в сетку на даме бальзаковских лет вызовут у окружающих, скорее, ироническую улыбку, нежели одобрение. Равно как и брюки с цепями на пожилом мужчине будут выглядеть, по меньшей мере, нелепо. Та же история и с рваными джинсами, у которых, без сомнения, есть свой «носитель». Дерзкие и смелые, эти трендовые штаны словно бросают вызов сторонникам классики в одежде. Бунтарский характер брюк с прорезями как нельзя лучше отражает непокорный нрав подростков и молодых людей - собственно, они и обладают первоочередным правом демонстрировать этот стильный наряд на себе. А вот надень штаны с «дизайнерскими дырами» человек (неважно - мужчина или женщина), перешагнувший рубеж среднего возраста, обязательно найдутся те, кто осудит его за несоответствующий внешний вид.
Немаловажный вопрос - куда носить так называемые рванки. Ведь помимо возраста любая вещь имеет свое место. Только представьте ученика в школе, воспитателя в детском саду или банковского работника в продырявленных (хоть и со вкусом) штанах! Правда, комично? А главное - крайне неуместно. И совершенно другое дело, когда встретишь в рваных джинсах девчонку на дискотеке или парня, бороздящего на скейте просторы городских улиц. Отверженные профессиональным дресс-кодом и ресторанным стилем одежды, брюки из «дышащего» денима - в числе «почетных гостей» на разного рода молодежных тусовках и неформальных встречах.
Резонно будет подумать и о том, как и с чем следует носить эпатажные джинсы. Бытует мнение, что порванная одежда – это одежда бомжей, потому, надевая рваные брюки, необходимо знать правила сочетания. Дизайнеры моды, к примеру, не советуют носить слишком обтягивающие штаны, дабы кожа не выпирала из прорезов, но также - слишком широкие: так они будут смотреться небрежно. Кроме того, существует закономерность: чем светлее джинсы, тем аккуратнее выглядят разрезы. Зная и умело используя на практике правила «подачи» рваных джинсов к «столу» общества, можно даже изменить вкусовые предпочтения противников этой детали гардероба, переведя их в ранг сторонников.
Подводя черту под вышесказанным, хочу напомнить, что мое личное отношение к «рванкам», скорее, нейтральное, чем отрицательное. Я ни в коем случае не призываю отказаться от этой признанной временем вещи, которая совершенно по праву заняла свою нишу в модной индустрии. Просто считаю, что брюки с прорезями - вещь капризная и прихотливая. И прежде чем ей обзавестись, следует мысленно ответить на три вопроса, начинающихся со слов «кто», «как» и «куда», - только потом принимать решение. Здесь уж как нельзя кстати на помощь придет поговорка: семь раз отмерь - один раз отрежь!

13.01.15 017Наталья ОВСЯННИКОВА

Мой главный аргумент в пользу

рваных джинсов – удобство

Когда вы надеваете их, ваша бабушка наверняка вздыхает и говорит, что не понимает этого, а друзья начинают шутить: «Где упала? Может тебе новые купить?».  Догадались, о чем пойдет речь? Конечно же о «привете» из кислотных восьмидесятых и буйных девяностых - рваных джинсах! Не о тех, разумеется, которые заносили до дыр, а о модном тренде двадцатилетней давности, переживающем сегодня свое второе рождение.
- А в каком возрасте носить,  а когда носить, а куда носить? — спросила бы Маша из известного мультфильма про нее и медведя. Думаю, даже Маше понятно, что в них нельзя появляться на деловых встречах. Боже упаси заявиться в них в офис! Да и для посещения театров и выставок они вряд ли подойдут. Такие джинсы – прежде всего прогулочно-походный вариант. Но если раньше это был исключительно атрибут неформальной молодежи, то сейчас свое предпочтение таким штанам отдают и сторонницы «цивильного» стиля одежды, и даже любительницы гламура! Этот предмет гардероба способен сделать образ более ярким, свободным, дерзким. Поэтому неудивительно, что многие барышни, измученные строгим дресс-кодом, на выходных с радостью облачаются в них.
Да, отношение к рваным джинсам в обществе неоднозначное. Многие считают их неряшливой, лишенной женственности и годящейся лишь для подростков формой одежды. Старшее поколение смотрит на такой «прикид» с недоумением и даже осуждением: ну как, скажите, можно появиться на людях в драных штанах?! Сразу же хочется ответить: «Уважаемые, это же не юбка или шорты мини, которые еле прикрывают «срамоту», а всего лишь брюки!». Каждый поклонник таких джинсов знает: многочисленные дырки и разрезы – это не просто «вентиляция», но еще сексуальность и комфорт. Все же следует помнить, что рваные джинсы – это далеко не универсальный предмет одежды. Хотя я являюсь поклонником штанов из «дырявого» денима, однако считаю, что носить их нужно с умом и чувством вкуса, иначе есть риск перейти границы злободневной моды и удариться во все тяжкие. Правильно подобранный верх, аксессуары и обувь помогут создать яркий и стильный образ. Сделать это достаточно просто, если придерживаться простого правила: чем больше дырок на джинсах, тем более спокойным должен быть верх.
Сегодня рваные джинсы могут быть даже элегантными, почти классическими и сдержанными, поэтому, думаю, не стоит рассуждать до какой возрастной отметки позволительно щеголять с потертостями на джинсах – это личное дело каждого.
Считаю, что надеть на себя бабушкину кофту мы всегда успеем, но все же лучше не ездить в «рванине» к бабулям и дедулям (поберегите их нервы!): они обычно очень переживают и просят «снять эту срамоту». Впрочем, набравшись смелости, можно пойти к шефу и попросить прибавки… на заплатки…

11f5863f781dfb6e6db990ee3e8931c6В жизни любого представителя сильной половины человечества наступает такой момент, когда после долгого изучения в зеркале своей отросшей щетины в голове возникает вопрос: брить или не брить? Борода и усы на мужском лице были всегда, но в разные эпохи им отводились разные роли: защита от холода, мужская гордость, сословное отличие. Отращивание растительности на лице то поощряли, то запрещали. А в последние годы борода из модного тренда превратилась в привычный атрибут современного мужчины. Взвесить все «за» и «против» ношения бороды решили корреспонденты «Свабоднага слова».

ЗА

Виктория РОГОЖНИКОВА

_MG_5526

Борода – это здорово!

Причём здорово во всех смыслах этого слова – независимо от того, в каком случае поставить ударение. Для начала разберёмся с первым вариантом: почему же круто носить бороду.
Среди моих родных нет ни одного обладателя бороды. А друзей и знакомых, которые могут похвастаться густой растительностью на лице, можно по пальцам пересчитать. Должно быть поэтому мужчины, чьи лица скрывает давняя небритость, кажутся мне загадочными. Кстати, это качество, которым мужчин награждает борода, укорачивает их путь к женским сердцам. Особенно к сердцам тех представительниц прекрасного пола, которых в мужчине привлекает таинственность.
Трудно поспорить и с тем, что парни с красивой растительностью на лице кажутся более надёжными, мужественными и сильными. Несмотря на возраст, борода, словно символ мудрости и богатого прошлого, ставит их в один ряд с людьми, много повидавшими на своём веку.
Особое восприятие бородатых мужчин у детишек. У мальчиков и девочек они ассоциируются с волшебными героями сказок – Стариком Хоттабычем и Дедом Морозом – и располагают к себе добротой и душевностью, которые неосознанно излучают одним только внешним видом.
А встречали ли вы когда-нибудь православного священнослужителя без бороды? Я – нет. А всё потому, что издревле борода считалась символом религиозности и благочестия, уходящим к образу Христа.
Немало достоинств у бороды и в плане физического здоровья её обладателя. Это и есть другой вариант слова «здорово» – с ударением на второй слог.
«Шевелюра» на щеках и подбородке скрывает несовершенства кожи, вызванные в том числе частым бритьём. Это особенно актуально для проблемной молодой кожи.
Кроме всего прочего, борода помогает бороться с капризами погоды – как с холодом, так и с жарой: зимой она отлично согревает, а летом защищает лицо от воздействия вредных ультрафиолетовых лучей, что, вне всякого сомнения, положительно сказывается на здоровье.
Бесспорно, немаловажным доводом в пользу бороды станет тот факт, что она способна улучшить сексуальную жизнь её обладателя. Учёные выяснили, что увеличение количества волос повышает секрецию тестостерона, который влияет на половое влечение.
Можно назвать ещё не одно преимущество, которое даёт мужчине дружба с бородой. Но несмотря на множество плюсов, всё же найдётся немало противников этого необычного элемента внешности. Поэтому ответы на вопросы: носить ли бороду, отпустить её в молодом или зрелом возрасте – каждый должен найти для себя сам. Важно учесть один нюанс: борода способна кардинально изменить образ человека, например, добродушного парня без намёка на суровость и крутость превратить в брутального мужчину – и наоборот. И прежде чем решиться на тот или иной шаг, следует прислушаться к своим ощущениям и понять, чего же именно вы хотите.

ПРОТИВ

Татьяна МАКАРЕНКО

_MG_6416

Украшает мужика борода?

Помню, когда в восьмидесятых борода была в моде, отец вернулся из длительной командировки с отпущенной бородкой. Тогда я долгое время боялась к нему подойти. Возможно, моё отрицательное отношение к растительности на лице родом оттуда – из детства. А Евровидение-2014, точнее его победительница (или победитель), только усилили этот негатив.
Когда-то бороды были характерной чертой священников, геологов и любителей авторской песни. Сейчас же ряды бородачей пополняются стремительными темпами. Должно быть, мужчины полагают, что усы и борода придают их внешности силу и мужественность. Бороде посвящают песни: «Согревает борода в холода!», «А ты такой красивый с бородой»… Эх, чего только не придумают мужчины, чтобы не бриться!
Прежде чем начать рассуждение по данному вопросу, я спросила у нескольких представительниц прекрасного пола, нравятся ли им мужчины с бородой. Большинство ответили, что бородатые мужчины их отпугивают. Некоторые барышни категорически против любой растительности на лице мужчины: ни усы, как у Боярского, ни бакенбарды, как у Пушкина, их не привлекают, а уж про бороду Карабаса Барабаса и говорить не стоит. Отдельным «неженкам» с чувствительной кожей совершенно не нравятся поцелуи с бородатыми мужчинами. После таких проявлений любви их кожа на подбородке может начать шелушиться или же на ней появится раздражение. А что может быть для женщины страшнее дефектов кожи, тем более на лице? Но не всё так плохо! Две девушки отметили, что им нравятся небольшие аккуратные бородки. Они назвали их «приятным акцентом» и даже были бы не против, если бы их любимый щеголял с эдакой красотой на лице. И только одна моя знакомая решительно заявила, что усы или борода придают парням солидности.
На мой взгляд, борода делает мужчину менее цивилизованным. Вспомните Петра Первого и то, как он русских мужиков «окультуривал». А какие первые мысли приходят на ум, когда вы слышите выражение «современный деловой человек»? Что-то бородой даже близко не пахнет!
Многие мужчины начинают отращивать бороду, упуская из внимания тот факт, что за ней необходимо постоянно ухаживать. Порой трёхдневная щетина постепенно превращается в неопрятную, неэстетичную бороду, которая выглядит крайне неаккуратно. И тогда поди разбери кто это – геолог из далёких шестидесятых или кубинский революционер. В общем, хлопотное это дело: бороду и мыть, и стричь полагается. Если же вы носите бороду или усы, то помните, что их форма должна как минимум соответствовать анатомии лица.
Если продолжать говорить о минусах данного элемента внешности, то обильная растительность на лице при несоблюдении правил гигиены станет рассадником различных инфекций, а остатки еды, которые могут остаться в бороде, и вовсе вызовут насмешки окружающих.
Да, борода придаёт солидность облику своего владельца, но при этом добавляет ему лишние годы. Одна женщина рассказала про мужа, который в свои 50 вдруг решил отпустить бородку: «Ему борода ещё пятнашку накидывает. Домочадцы говорят: не идёт тебе – старит. А он в тренде хочет быть!  А тренд такая штука...».
Уважаемые наши мужчины! Разумеется, только вам самим решать, стоит ли носить бороду. Однако нелишним будет узнать мнение вашей возлюбленной или хотя бы хорошей подруги. Быть может, женский взгляд на «бородатый» вопрос понравится и вам.

Pre-Historic_-Beard

 

В нашей стране, оказывается, живет достаточно много людей, которых совершенно не беспокоит извечная проблема – дороги. Наоборот, они с радостью находят места, насыщенные труднопроходимыми участками и препятствиями (в этом плане европейцы-экстремалы нам и россиянам позавидуют). Итак, речь идет о поклонниках активного вида отдыха и спорта – офф-роуда, или, как его еще называют, джипинга. Что это за движение, почему возникает сильная любовь к бездорожью и как принять участие в «грязных» соревнованиях? Об этом и многом другом с корреспондентами газеты «Свабоднае слова» поделился джипер из Рогачева Дмитрий Ткачев.

[caption id="attachment_74268" align="alignleft" width="800"]Дмитрий ТКАЧЕВ в компании своего железного друга, участника офф-роуд мероприятий – «Нивы» 21214. Дмитрий ТКАЧЕВ в компании своего железного друга, участника офф-роуд мероприятий – «Нивы» 21214.[/caption]

Предисловие. Офф-роуд (с английского off-road — «бездорожье») — вид активного отдыха (внедорожные экспедиции, рейды, фестивали) и спорта (чемпио-наты, трофи-рейды, ралли-рейды), который подразумевает преодоление бездорожья на полноприводном автомобиле, именуемом также внедорожник. Экипаж состоит, как минимум, из двух человек: пилота и штурмана. Последний занимается навигацией, определяет маршрут движения, руководит действиями водителя во время прохождения бездорожья. Пилот ведет машину и должен обладать хорошими навыками внедорожного и экстремального вождения.

? - Дмитрий, здравствуйте! Как долго вы занимаетесь внедорожным спортом?
- Здравствуйте! Уже больше года. Я состою в могилевском автоклубе ДОСААФ «4х4» (http://4x4auto.by), но общаюсь и переписываюсь со многими клубами – это движение достаточно развито в нашей стране.

? - Как вы пришли в этот экстремальный спорт?
- У меня давно была мечта заниматься офф-роудом. Но раньше не позволяли средства, к сожалению, - не было машины. Мой родной дядя занимался этим в России, как-то приезжал к нам в гости, довелось покататься на его внедорожнике. После этого и закралась мысль…
Первый раз попал на соревнования, которые проходили на Чигиринском водохранилище (граница Кировского и Быховского районов Могилевской области), там познакомился с некоторыми ребятами, организаторами клуба «4х4» - и закрутилось все: стали общаться, постоянно приглашают сейчас на различные соревнования.

? - Существуют какие-то критерии, чтобы вступить в подобный автоклуб?
- Любой желающий может вступить! Главное, чтобы было восемнадцать лет, водительское удостоверение и, конечно, наличие автомобиля, желательно внедорожника. Средний возраст джиперов где-то от тридцати до пятидесяти лет. Многие приезжают с семьями, маленькими детьми. В принципе, были желающие поучаствовать и без машины. Организаторы сажали ребят к себе в автомобиль покататься, посмотреть, что это такое, офф-роуд. Здесь еще важно настроиться морально и физически на подобные соревнования. Что тебя там ждет, к чему быть готовым – даже не представляешь!

? - Дмитрий, а у вас какая модель внедорожника? И что значат многочисленные наклейки на нем, тросики?
- Значки обозначают, в каких соревнованиях участвовал, порядковый номер участника. Есть наклейки клуба, который пригласил. А тросики веткорезами называются. Защищают лобовое стекло.
Что касается автомобиля, то это – обычная, самая простая трехдверная «Нива» 21214. Была куплена в стандартном варианте. Конечно, машина немного дорабатывается. У меня была переделана выхлопная система и произведен чип-тюнинг, перепрошит блок управления двигателем. Это, можно сказать, мозг мотора, электронное управление двигателем. Машина вполне для себя неплохая, но хотелось бы немножко большего от нее. Бывают такие нюансы, что не хватает где-то мощи, тяги, приходиться прибегать к помощи других участников и более подготовленных автомобилей: те же самые уазики, грузовые машины, ГАЗ-66. С собой всегда лопаты, хорошие тросы, специальные домкраты и большие хай-джеки. Лебедки стоят.
? - «Танки» проходят не везде, застреваете?
- Кончено, не без этого. Но даже если человек едет в первый раз, никого не знает, - его никогда никто не оставит! В любом случае вытянут, доставят до места, помогут в ремонте. Своих не бросаем.

? - И дорого обходится восстановление автомобиля после поездок по бездорожью?
- Любое увлечение требует затрат. Лично у меня пока еще таких случаев не было, чтобы серьезно повредился автомобиль. Мял кузов немного, фары, бывало, разбивал. Но в данном виде спорта это расходники, на это можно не обращать внимания. А вообще нужно просто ухаживать за машиной, периодически технические осмотры делать. Опять же, чаще менять тормозные колодки, масла, фильтры. Я на своей «Ниве» был у Балтийского моря, на Финском заливе. С техникой я давно на «ты», как только на велосипед сел, руки зачесались.

? - Соревнования, в которых вы участвовали, проходили на территории нашей страны или вы за рубеж тоже выезжали?
- Пока в Беларуси, но ребята в Могилеве планируют посетить Россию. К нам приезжают. На республиканских соревнованиях ребята из России, Украины и Литвы участвуют.

? - Офф-роуд – достаточно травмоопасный вид спорта. Почему так тянет многих в экстремальные условия?
- Вы знаете, состояние души неописуемое. Адреналин там зашкаливает! Даже не знаю, с чем сравнить. Городское однообразие, оно очень надоедает, а эти поездки, причем каждый раз – в новое место, как глоток свежего воздуха. Да и различные белорусские пейзажи видишь – красиво, интересно! Это общение с людьми и новые знакомства. Бывает, до изнеможения устаем, едешь после соревнований и за рулем начинаешь вырубаться, но все равно тянет-тянет-тянет. Даже если соревнования проходят 24 часа, суточные.
В общем, офф-роуд – это отличное испытание, потрясающий отдых, физические нагрузки, встреча с друзьями, природой и много хороших и незабываемых ощущений!
Хотя были и трагические случаи. Редко, но не без этого…

? - Вы никогда не переворачивались?
- Нет! Было пару моментов, что вот-вот – и… Кажется, сейчас – все. Ни о чем не думаешь, просто раз – и отключаешься.

? - А какие основные правила по технике безопасности?
- Должны быть шлемы обязательно, ремни безопасности, огнетушители, аптечка, хотя на официальных соревнованиях присутствует скорая медпомощь. В каждом внедорожнике есть переговорные устройства, радиостанции. Ориентироуемся по навигатору. Организаторы заранее устанавливают в коварных местах точки, на старте дают координаты, - и все! В зависимости от сложности и препятствий устанавливается количество баллов.

? - В конце поделитесь какой-нибудь интересной историей.
- Случаев много, просто так с ходу и не вспомнишь. Каждая поездка уникальна и по-своему интересна. Например, одна из самых первых моих поездок. Мы поехали с компанией 14 февраля, в День влюбленных, на озеро Доброе – там я первый раз и утопил свою машину. Хотели ручей переехать, решили сократить дорогу на обратном пути через лес. Лед провалился. Сначала пробовали своими силами, но не получилось. Ждали тяжелую машину, которая вытянула.

Из истории развития движения.

Появление подобных любительских клубов началось в России в разгар девяностых годов прошлого века. Однако еще в 1930-е годы проводились автопробеги, которые в условиях абсолютно неразвитой дорожной сети вполне причисляемы к офф-роуду. Помните знаменитый лозунг Остапа Бендера: «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству»?
Один из самых значимых и масштабных пробегов того времени состоялся в 1933 году. Входил в строй Горьковский автозавод, набирал обороты АМО (впоследствии – ЗИЛ). Решено было испытать возможности отечественной техники в самых экстремальных условиях и сравнить ее с зарубежными образцами. На старт вышли 23 экипажа – шесть легковушек ГАЗ-А, шесть «полуторок» ГАЗ-АА, две экспериментальные трехосные машины ГАЗ-ААА и одна опытная модель НАТИ-ГАЗ, четыре АМО-3 – 2,5-тонных грузовика, три трехосных Форда-Timken и один Форд-АА. Старт был дан в Москве. Маршрут проходил через Самару, Оренбург, Баку, Харьков, бескрайние казахские степи, «Черные пески» — пустыню Кара-Кум.
Помимо полного бездорожья, большой проблемой была вода, поэтому маршрут прокладывался от колодца к колодцу. Средств навигации практически не было никаких, пользовались услугами опытных туркменских проводников. Жара в кабинах достигала 75 градусов, система охлаждения закипала… Итог был поразительным – к финишу без потерь пришли все машины!
Толчок к организованному развитию офф-роуда дали известные ралли «Camel Trophy», которые в 1990 году проводились на территории Советского Союза, в Сибири. В Москве был создан клуб «Russian Off-road Center», под эгидой которого в 1993 году прошли первые соревнования в Звенигороде. Кроме того, во Дворце пионеров на Воробьевых горах открылась своеобразная спортивная секция, получившая привычное теперь название «Клуб 4х4».

Все-таки это опасно

Послесловие. Итак, офф-роуд, которому, пожалуй, нет аналогов в нашей стране, – это закалка характера и лидерских качеств, проверка команды на прочность и взаимодействие в нестандартных ситуациях, отличная возможность «перезагрузиться». Это испытание себя и расширение собственных границ возможного. Это огромная доза адреналина!

_MG_9673_MG_9677_MG_9681wprqveIS8KEA0iLTo9e7fs BFQJ4qj-LvU BO9arv2J_l0 cRKXyMCRV7c eAAiY7SsNW0 G_rTrovhgpM gJsuyHMl6EQ iWIqatND5b4 Jn0TwbCbasM KkED5HtsrrA Kr9vwu6gqxI r-FzPnw0stg s1ZpjX_rBEY vqDd0vblZgM ZwyiNzkcVf0Елена УДАРЦЕВА.
Фото
Василия РОГОЖНИКОВА и из личного архива Дмитрия ТКАЧЕВА.

Небольшая речушка Долгая была природной достопримечательностью этой деревни. Местами глубокая и неспокойная, она являлась не просто свидетелем весёлой и дружной жизни сельских тружеников, но и незаменимой помощницей в их хозяйских делах, участницей молодёжных гуляний и даже кормилицей.

SONY DSCЗлополучный день 26 апреля 1986 года… Когда радиационное облако неслось из Припяти к нам, на Гомельщину, мне не было и года. По рассказам мамы, в то время мы с ней лежали в областной больнице. В память ей навсегда врезались десятки ярких бело-красных автобусов «Икарус», которые партиями привозили украинских детей в Гомельскую больницу. Никто ни о чем не говорил, никто ничего не знал, но в атмосфере царили паника и непередаваемый страх… Страх, название которому – радиация.
Всегда хотелось посетить те места, застывшие во временах Советского Союза, прочувствовать всю боль и весь ужас трагедии. И вот, в канун 30-летия со дня аварии, желание исполнилось. Трепет и тревога переполняли душу, но, что удивило, в самом «сердце» катастрофы совершенно не было страшно… Да, было жутко от вида разбросанных учебников и тетрадей, детских игрушек, разъеденных временем, и маленьких противогазов, которыми усыпан весь пол в школьном буфете. Жутко, но не страшно.

SONY DSCSONY DSC

Успех поездки –
хороший экскурсовод

SONY DSC

[caption id="attachment_70341" align="alignleft" width="536"]Аллея Памяти в Чернобыле и композиция «Трубящий ангел» (вдалеке). Аллея Памяти в Чернобыле.[/caption]

[caption id="attachment_70342" align="alignleft" width="402"]SONY DSC Композиция «Трубящий ангел».[/caption]

Посетить Чернобыль, атомную станцию и Припять я решила как обычный турист. Неоднократно читала, что гомельский учитель-физик, давно изучающий чернобыльскую тему, четвертый год подряд организует интересные экскурсии, напрямую сотрудничая с администрацией зоны. К слову, эта поездка была для Петра Филона пятьдесят второй… На вопрос, не страшно ли так часто ездить на загрязненную территорию, он с улыбкой отвечает: «Нет! Вероятность, что меня может сбить машина, выше, чем я через тридцать лет заболею раком. За время экскурсии в зоне получаемая доза равна дозе за сутки в том же Гомеле или Минске, или часу полета на самолете».
Главное, соблюдать правила безопасности, с которыми нас под роспись ознакомили на въезде - в контрольно-пропускном пункте «Дитятки».

КПП «Дитятки»
После пограничного пункта пропуска в Александровке нас встретили украинские пограничники фразой: «Ну, шо, за шопингом?». К слову, стояли мы там достаточно долго. Наконец, нас ухабами и разваленными домами встретила соседняя держава. Казалось, что уже там и начинается Чернобыль. Но потом мы заехали перекусить и обменять деньги в небольшой городок, в котором кипела жизнь. В селе Иванково к нам присоединился гид с отличным чувством юмора, и мы все в трепетном ожидании направились в зону.
КПП «Дитятки» - это своеобразная граница с сотрудниками милиции и их верными четвероногими помощниками, вдоль которой идет забор с колючей проволокой. Фотографировать на КПП строго запрещено. Там нас ждал еще один сопровождающий, Сергей Анатольевич, который, будучи в прошлом журналистом, рассказал много интересных историй и развеял мифы о Чернобыле, основываясь на фактах, а не на домыслах. Но об этом - позже. Нам еще раз напомнили, что нельзя прикасаться к предметам в зоне, становиться на колено или ложиться на землю ради удачных кадров и брать с собой сувениры на память из Припяти. Сверив паспорта группы с ранее присланными списками, нас впустили в зону отчуждения.

Для справки. Подвергшиеся радиационному заражению в результате аварии на ЧАЭС территории Украинской и Белорусской ССР, РСФСР были разделены на четыре типа: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение и зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. К зоне отчуждения относятся районы, из которых в 1986 – 1987 годах проводилась обязательная эвакуация населения. В Беларуси эта зона включает территории, где ранее в 92 населенных пунктах жили более двадцати тысяч человек. В 1988 году на этих загрязненных землях был создан Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, где живут популяции зубров и лошади Пржевальского.
Две стороны
Чернобыля
Итак, Чернобыль. Слово, которое наводило ужас в младших классах и ассоциировалось ранее со смертью… Ничего подобного там не ощущалось. Лишь мемориальный комплекс «Звезда Полынь», созданный к двадцатилетию аварии, возвращал нас к трагедии. Ее символизируют и аисты с гнездами, изображенные на отреставрированном кинотеатре «Украина». В остальном это вполне уютный и чистый город, который начал вторую жизнь. Гостиница, действующие столовая и Свято-Ильинская церковь, занавески на некоторых окнах, стенды с социальной рекламой от МЧС…
- Чернобыль был районным центром с населением двенадцать с половиной тысяч, - рассказывает Сергей Анатольевич. – Сейчас в городе постоянно проживают десятка три человек. Есть действующая церковь, в которой служит священник из Киева, он был ликвидатором аварии на ЧАЭС.
В Чернобыле, расположенном в восемнадцати километрах от ЧАЭС, свой размеренный, полусонный ритм жизни. Здесь налаживается инфраструктура, есть свои магазины, напоминающие торговые точки нашего райпо, где, кроме продуктов и алкоголя в широком ассортименте, можно приобрести майки и кепки с надписью «Чернобыль», ручки и магнитики на память.
С настоящим соседствует прошлое: от центра ведут заросшие улицы с разрушенными домами, оставленными в спешке хозяевами. Там жизнь остановилась в 1986-м году…
Особое внимание привлекают возвышающийся в центре города «Трубящий ангел», возле которого на камне выбиты слова из «Откровения» святого Иоанна Богослова, а также аллея Памяти, где собраны все указатели населенных пунктов зоны отчуждения, жители которых были эвакуированы.

Секретный
«Чернобыль-2»
Заехав на кладбище техники, которую использовали в ликвидации аварии, мы направились на секретный объект, к радару «Чернобыль-2». Еще несколько лет назад за пару километров подходить к нему было нельзя. Радиолокационный узел долгое время был секретным. Радар поражает своими масштабами. Высота его — сто пятьдесят метров, ширина — семьсот пятьдесят. Рядом расположено двухэтажное здание – центр управления объектом. Здесь находились радиоприемный центр РЛУ-1 и военный городок. Их построили к середине 1970-х годов в рамках проекта «Дуга», которая создавалась в эпоху холодной войны в качестве системы предупреждения о ракетном нападении для обнаружения стартов межконтинентальных баллистических ракет. Кстати, на Западе за характерную манеру «простукивать» эфир (десять раз в секунду) этот объект получил название «русский дятел».
- Благодаря пропускной системе здесь задержали американского шпиона, - поделился историей Петр Филон. – У каждого военного было по два пропуска: один они оставляли на КПП, а второй носили всегда с собой. Так вот, когда американца остановили за пределами войсковой части, при нем был лишь один пропуск. Второй находился на КПП, но он обратно не выходил через него.

Погребенная
деревня Копачи

SONY DSC
По дороге к атомной электростанции мы не могли не остановиться у детского садика в Копачах, который лишь с фермой и почтой остался свидетелем когда-то царившей жизни на этом месте. Здания кирпичные, поэтому было проблематично их «погрузить» под землю. А вот остальные жилые деревянные дома после аварии на ЧАЭС были снесены и закопаны. О них напоминают лишь стоящие таблички со знаками радиационной опасности. Гид отметил, что слово «копачи» переводится как «копатели». Как говорится, как корабль назовешь, так он и поплывет…

Реактор и новый саркофаг
Они были видны издалека, вызывая шквал разнообразных эмоций. Вот он, тот самый кладезь «мирного атома», гордость Советского Союза.
…26 апреля 1986 года. В час ночи на Чернобыльской АЭС начата остановка четвертого энергоблока, запланировано проведение эксперимента. Через двадцать минут произошел первый тепловой взрыв, выбивший верхнюю часть реактора, а через несколько секунд – второй, который окончательно его уничтожил. Возникло более тридцати очагов пожара, борьба с огнем продолжалась пять часов. Спасатели из Киева, Припяти и окрестностей не имели должной защиты… Сразу после взрыва погибли более тридцати человек. Михаил Горбачев выступил по центральному телевидению с официальным заявлением об аварии лишь 14 мая…
Не доезжая до «того самого» четвертого реактора, мы остановились у искусственного водоема, огибающего ЧАЭС, который создали для охлаждения реакторов станции. В нем разводят сомов, и туристы очень любят подкармливать огромных усатых рыб. Нам показали пятый и шестой реакторы, которые так и не были достроены… Петр Филон отметил, что кранов раньше было на порядок больше – они разрушаются со временем.
Вход в четвертый реактор фотографировать строго запрещено.
- Мы говорим об этом туристам постоянно, но были случаи, когда нас не слушали, - отметил сопровождающий. – Полторы минуты – и мы лежим лицом вниз, а потом больше часа тратим на выяснение обстоятельств с охранниками.
Возле реактора и нового саркофага на удивление оживленно. Машины, рабочие, несколько групп туристов, в том числе из Европы. Сейчас больше всего их привлекает конфайнмент – новый саркофаг, который должны были ввести осенью прошлого года, ведь в 2016 году заканчивается срок эксплуатации старого «Укрытия». Однако работы затянулись, и строительство объекта планируется завершить в 2017 году. Проект включает защитный купол-арку и оборудование для извлечения из разрушенного энергоблока радиоактивных материалов. Арку высотой 108 метров, длиной 162 метра и шириной 257 метров строят не над самим поврежденным реактором, а в стороне на специально оборудованной площадке. После завершения работ ее по рельсам надвинут на старый саркофаг и загерметизируют. Рассчитан саркофаг на сто лет использования. Рабочие, которые возводят арку и работают на ЧАЭС, живут в Славутиче.

Для справки. После аварии ЧАЭС продолжала работать, было принято решение о возведении нового города-спутника станции для его обслуживания. Первый ордер на заселение в Славутич был выдан в марте 1988 года. Это самый молодой город Украины с населением более двадцати тысяч человек.
Ну, здравствуй, Припять!
И прощай...

SONY DSC

[caption id="attachment_70350" align="alignleft" width="533"]Визитная карточка города Припять - застывшее во времени колесо обозрения. Визитная карточка города Припять - застывшее во времени колесо обозрения.[/caption]

Больше всего во время тура все ждали встречи с «мертвым» городом Припять, расположенным в трех километрах от ЧАЭС, чтобы увидеть его визитную карточку – колесо обозрения, которое лишь однажды крутилось с детьми, когда проверяли его работу.
На въезде туристы не устояли перед соблазном сфотографироваться на память возле стелы «Припять 1970», а после КПП сделали первые робкие шаги в образцовый советский город с хорошей инфраструктурой.

Для справки. Город был основан 4 февраля 1970 года на реке Припять, севернее Чернобыля. Строился он для работников АЭС. К 1986 году население Припяти насчитывало почти пятьдесят тысяч человек, средний возраст жителей – 26 лет. Здесь действовали 15 детских садов, 5 школ, 25 магазинов, были построены кафе и рестораны, больница, речной порт, гостиница, Дворец культуры, кинотеатр и бассейн, который работал вплоть до 1996 года.

Заброшенный город совсем зарос, экскурсоводы не рекомендуют заходить в жилые дома, потому что они начинают рушиться. Завален и класс одной из школ, которую раньше посещали туристы, поэтому фотографировать приходилось с улицы, становясь на забытые тазы и баки, чтобы подлезть к окну. Невероятный вид открывается с площадки гостиницы «Полесье»…
Большой след в городе оставили после себя мародеры. Там, пожалуй, нет ни одного дома, где бы они не «поработали».
- Когда к нам приезжают иностранные туристы, они очень удивляются: «Ничего себе, как «бахнуло» в 1986-м году, что все окна повыбивало!», - поделился гид Сергей Анатольевич. – Это не из-за аварии, а, к сожалению, из-за людей, которые грабили и уносили все, что только можно, из города. Однажды приехала женщина, которая жила здесь до взрыва. С ключами от квартиры. Нашла свой дом, хотела открыть дверь и забрать оттуда золотое кольцо. Она поверить не могла, что ни двери, ни тем более кольца там не окажется…
Кстати, Сергей Анатольевич еще много интересных, порой нелепых историй рассказал. Например, как он однажды увидел девушку, россиянку, которая загорала в Припяти. Да-да, загорала – в бикини, усевшись поудобнее на зараженных предметах. Ей посоветовали, сказали, что припятский загар держится целый год! Без комментариев…
По-доброму экскурсовод, который уже пятнадцать лет работает здесь, смеется над вопросами типа: «А мутанты здесь есть?», «А лисы с двумя головами?». Конечно, все это выдумки. Но люди ведь жаждут подобных историй. А здесь живет милый лис Семен, которого все любят и подкармливают, поэтому он стал почти ручным. С одной головой… Удивило большое количество собак на всех КПП, как нам рассказали, каждый год берут новых собак, потому что зимой их загрызают волки. Уничтожение животных в зоне запрещено, но в один год, когда стаи волков стали выходить к местным жителям, санитарные службы разрешили егерям их истребить, были убиты сто пятьдесят особей.

SONY DSC

SONY DSC
SONY DSCВ одной из пяти школ мы все же побывали внутри. Разбросанные в коридорах книги, усыпанный противогазами пол в буфете, старая касса с бутылкой молока. К слову, на момент техногенной катастрофы в городе более двадцати процентов жителей составляли дети. Мимо всего этого невозможно пройти равнодушно. Как и мимо госпиталя, куда сразу после аварии поступали пожарные и сотрудники станции. Писк дозиметра там сильно увеличивался, а возле подшлемника он показал более тысячи микрорентген (превышение нормы в 100 раз).
Ускорив темп, мы посетили ДК «Энергетик» и бассейн, которые находятся в полуразрушенном состоянии.
В городе есть и несколько действующих объектов — спецпрачечная, станция обезжелезивания и фторирования воды, гараж спецтехники, которые обслуживаются вахтовым методом. Но самоселов там нет…
Назад нас просто так не выпустили: мы два раза проходили дозиметрический контроль на КПП.
- У нас большой поток туристов, сегодня уже около трехсот приехали, - на прощание рассказал Сергей Анатольевич. – Много и нелегалов ловим, в апреле обычно до тридцати человек проникают. Штрафы в пределах пятисот гривен. А недавно поляки приезжали, так на КПП у одного ботинки сильно «фонили», добротные такие, нацеплял где-то… Его не пропускали, хорошо, что «сменку» взял. Так он подумал, что мы на его обувь позарились, достал нож и разрезал.
В Гомель мы возвратились в два часа ночи, а зона еще долго не отпускала...

456

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

 

SONY DSC

SONY DSC

[caption id="attachment_70373" align="alignleft" width="554"]Пятый и шестой реакторы ЧАЭС. Пятый и шестой реакторы ЧАЭС.[/caption]

SONY DSC

SONY DSC

[caption id="attachment_70369" align="alignleft" width="540"]Радиолокационный узел. Радиолокационный узел.[/caption]

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

SONY DSC

[caption id="attachment_70352" align="alignleft" width="528"]Более 1000 микрорентген излучает подшлемник ликвидатора. Более 1000 микрорентген излучает подшлемник ликвидатора.[/caption]

[caption id="attachment_70351" align="alignleft" width="402"]Бывший госпиталь станции в Припяти - самое жуткое место в городе Бывший госпиталь станции в Припяти - самое жуткое место в городе[/caption]

[caption id="attachment_70353" align="alignleft" width="531"]Корреспондент «Свабоднага слова» с экскурсоводами на фоне взорвавшегося четвертого энергоблока. Корреспондент «Свабоднага слова» с экскурсоводами на фоне взорвавшегося четвертого энергоблока.[/caption]

[caption id="attachment_70357" align="alignleft" width="533"]Новый саркофаг (конфайнмент) планируют ввести в эксплуатацию в 2017 году. Новый саркофаг (конфайнмент) планируют ввести в эксплуатацию в 2017 году.[/caption]

Елена УДАРЦЕВА.
Фото автора.

Войти с помощью

 

  

Яндекс Реклама