Из семи населенных пунктов Рогачевщины, названия которых начинаются на букву «Х», мы выбрали небольшую деревеньку в Довском сельсовете с оригинальным наименованием – Хмеленец. Обнаруженное археологами городище недалеко от деревни свидетельствует о заселении этих мест с давних времен.
Так выглядит въезд в населенный пункт со стороны деревни Юдичи.
Земля прадедов
Как же все-таки здорово бродить по усыпанным разноцветными листьями деревенским улочкам! Слушать, как шумит в высоких, старых деревьях ветер-одиночка; ощущать особенный, ни с чем не сравнимый запах засыхающих трав, вдоволь приправленный влагой, туманами и холодным дыханием остывающей земли. На время окунувшись в это осеннее великолепие, журналисты районки прошли по асфальтированной дороге и узеньким тропинкам некогда густонаселенного пункта, чтобы найти нужные адреса и поговорить с проживающими сейчас в Хмеленце людьми.
Николай Александрович Сорокин – первый местный житель, с которым мы встретились. Мужчина вышел из дома, чтобы узнать, может ли он нам чем-нибудь помочь. Из недолгой беседы с сельчанином мы узнали, что почти полвека назад местная детвора посещала восьмилетнюю школу в соседней деревне Юдичи, а старшеклассники учились в Серебрянке. Наш собеседник работал в экспериментальной базе «Довск», в последнее время ухаживал за матерью и за шесть десятков лет лишь трижды ненадолго уезжал из родительского дома.
– Мои деды и прадеды из этой деревни, – говорит он и добавляет: – Через небольшой мост пройдете и с улицы Садовой свернете налево – в последнем кирпичном доме живут переселенцы из России, которых вы ищете. Я сам к ним собирался: хозяйка помочь просила.
Николай Александрович СОРОКИН всегда готов прийти на помощь односельчанам.
Чем привлек Хмеленец уроженцев Сибири?
Даже во время фотосъемки кошка Мурка ревнует пса Соболя к своей любимой хозяйке Людмиле Максимовне МАСЛОВОЙ. Пятнадцать лет
назад эти малыши прижились в доме россиян-переселенцев.
Дом 77-летней Людмилы Максимовны Масловой и ее супруга расположен в живописном месте улицы Городищенской. Хозяйка домовладения – педагог с 44-летним стажем, жила и работала в России, в Эвенкийском автономном округе, «в тех местах, где упал Тунгусский метеорит». Пятнадцать лет назад по приглашению подруги она с мужем приехала «посмотреть Беларусь». Рогачевщина настолько запала им в душу, что они решили оставить сибирский экспедиционный поселок на реке Ангара ради белорусской глубинки. Россияне получили вид на жительство, приобрели в Хмеленце дом и занялись его благоустройством. Сейчас у них, как заверяет хозяйка, «есть все для спокойной старости».
– Здесь так тихо, уютно, а летом – зелено. Помню, смастерили забор у дома из каких-то прутьев, так он у нас, можно сказать, вырос, покрылся листьями! – вспоминает Людмила Максимовна. – В Беларуси особое отношение к пожилым людям – это нам очень нравится. В наш адрес никто никогда не сказал плохого слова. Рядом живут хорошие соседи: никогда не отказывают в помощи. За продуктами в Довск меня возит социальный работник Игорь Кузнецов; если вызвать скорую помощь, она будет здесь через десять минут. Мусоровоз и передвижная книжная лавка останавливаются у нашего дома. Скучаем, конечно, по Родине, но нисколько не жалеем, что переехали. Наш сын – военный, живет в Хабаровске, дважды в год с внучкой навещает нас. Говорит, что, выйдя на пенсию, приедет сюда.
И словно в доказательство своих рассуждений женщина добавляет, что деревня, ставшая переселенцам уже своей, родной, всегда славилась долгожителями, настоящими тружениками и отзывчивыми людьми.
Вдыхать жизнь полной грудью
Любят домашние животные заботливую Марию Николаевну БОГДАНОВИЧ.
Аккуратный, добротный, с множеством хозяйственных построек дом семьи Богдановичей, который стоит на пересечении двух улиц, заметен издалека. Здесь живет Мария Николаевна – трудолюбивый и активный человек, интересная собеседница. Уроженка деревни Малашковичи, она раньше работала в Довске, но много времени проводила в Хмеленце: помогала свекрови и свекру. Прошло уже более десяти лет, как она перебралась сюда на постоянное место жительства. Частый гость в ее доме – сын Евгений, который во всем поддерживает мать.
Энергичная Мария Николаевна ни минуты не сидит без дела: шьет, вяжет, любит читать книги. А нашу районную газету изуча-ет, как говорится, от корки до корки. В последние годы держала большое хозяйство: коров, свиней, кролов, коз. Работа на земле и добрые отношения с односельчанами помогают этой женщине ощущать простые человеческие радости, которые рождаются благодаря здоровому образу жизни и тесному общению с природой.
Путевые заметки
По письменным источникам Хмеленец известен с 19-го века как селение в Довской волости Рогачевского уезда Могилевской губернии. В начале 1920-х годов здесь был создан колхоз «Объединение», а в 1930-м – колхоз «Интернационал», работала паровая мельница. В переписи 1959 года записано, что деревня с 184 жителями входила в состав экспериментальной базы «Довск». Сегодня в населенном пункте числятся 39 проживающих и 22 хозяйства.
Хмеленец размещается в стороне от автодороги Рогачев – Довск, хотя и вдоль шоссе сохранились жилые дома. Центральная деревенская улица асфальтирована и ведет в соседние Юдичи. А на пересечении Городищенской и Садовой стоит беседка с шестью почтовыми ящиками – здесь останавливается автолавка. Пройдя вперед, можно увидеть мостик над небольшой зарастающей речушкой.
Местные жители не смогли точно объяснить происхождение названия своей малой родины, но предположили, что «всему виной» – хмель обыкновенный или вьющийся, оплетающий весной и летом многие деревья, зелеными гирляндами повисающий на заборах, покрывалом стелющийся по земле, словно паутиной опутывающий сырые заросли кустарника. Кстати, большое количество ив в этих местах свидетельствует о заболоченности и влажности территории. Да и посещали деревню мы в то время, когда еще не вся зелень высохла и пожухла, поэтому на загородях и у безымянной речулки видели «хмельное» растение. Кто-то из жителей даже выдвигал версию о том, что, возможно, местные сельчане любили выпить и похмелиться. Как бы то ни было, название этого населенного пункта «цепляет» и запоминается.
Закончить рассказ об очередном путешествии в рогачевскую глубинку хотелось бы высказыванием Людмилы Максимовны Масловой, которая обрела на Рогачевщине вторую родину. Ее слова по-настоящему тронули душу: «Я уверена, что Хмеленец будет жить, потому что не может такая земля пропасть!»
Автор рубрики
Оксана РОМАНОВА.
Фото Раисы БОРОВОЙ.
Перепечатка текста и фотографий slova.by запрещена без разрешения редакции.