Как говорят сами работники почты, открыток и писем адресаты сегодня получают меньше – электронная почта и мобильная связь наступают на пятки. Но сама профессия почтальона жива. И письма, и газеты с журналами всё так же часто опускаются в ящики рогачёвцев. Решив заглянуть за кулисы почтового дела и узнать, почему не каждому сумка с письмами и газетами по плечу, журналист «Свабоднага слова» провела день с одним из лучших работников городского отделения почтовой связи № 1 Рогачёвского РУПС Людмилой Синицыной.
[caption id="attachment_104282" align="aligncenter" width="800"] С таким наставником, как Людмила СИНИЦЫНА (справа),изучать основы почтового дела было легко и увлекательно.[/caption]
Готовимся к старту
Рабочий день Людмилы Ивановны начинается в 8.40, поэтому, как и договаривались, в 9.00 я уже на своём новом рабочем месте. В почтовом отделении людно: кто-то пришёл положить деньги на телефон, кто-то – оплатить коммунальные услуги, кто-то – за пенсией. В комнате почтальонов 4 рабочих места: за столом с полочками каждая работница готовится к выходу на свой участок. Ожидаем машину с корреспонденцией.
– Девочки, идём, – раздаётся голос заместителя начальника отделения Ольги Кравцовой.
Через пару минут тишина в комнате сменяется шелестом бумаги, резким стуком печати, а в воздухе появляется приятный запах свежей прессы. Женские руки, чёрные от типографской краски, ловко справляются со стопками газет. «СБ Беларусь Сегодня», «Знамя юности», «Сельская газета», «Спортивная панорама», «Гомельская праўда»… Корреспонденция делится между почтальонами в соответствии с маршрутом и количеством подписчиков.
Понаблюдав за быстрыми движениями «коллег», предлагаю свою помощь. Беру часть стопки родного «Свабоднага слова» и складываю её пополам. Подсматриваю за опытными работниками – кто-то кладёт стопочку на сгиб руки и быстро снимает сверху по одному экземпляру. У кого-то получается вынимать газеты изнутри. У меня не выходит ни то ни другое: газеты то и дело рассыпаются, хотя я очень стараюсь.
На столе у Людмилы Ивановны появляется журнал с адресами и фамилиями – письма, газеты, извещения она раскладывает по маршруту своего следования.
– Ещё нужно получить пенсии, их сегодня 11. И заказные письма, – сообщает моя «напарница».
Поднять семь килограммов? Легко!
В большой сумке Людмила Синицына понесёт лишь часть корреспонденции. Остальные газеты и журналы она раскладывает в 2 стопки и перевязывает верёвками – их почтовая машина доставит в опорные ящики или пункты.
– Женщина-почтальон может нести сумку весом не более 7 килограммов, – поясняет моя собеседница. – Кроме периодики и писем, в ней товары на продажу: семена, конверты, лотерейные билеты, открытки.
Сказать легко, а подняла – и сумка тянет мою руку вниз. Людмила Ивановна уверяет, что уже не замечает этой тяжести, привыкла. На почте она работает 15 лет, до этого была занята в торговле.
– Пришла сюда и осталась, – рассказывает опытный работник. – Мой участок самый большой: охватывает посёлки Космонавтов, Южный и ДСР. За смену прохожу более 15 километров.
Наконец все письма и газеты разобраны, квитанции на подписку готовы, пенсии пересчитаны. Пора отправляться на заснеженные рогачёвские улицы.
«Профессиональный» спорт – ежедневно
Два дня назад было ветрено и снежно, а сегодня погода немного наладилась, подморозило. Но всё равно руки и лицо мёрзнут, а на дорогах скользко. Для бывалого работника такие капризы небесной канцелярии не в новинку, да и разносить почту нужно при любой погоде.
– Проездные выдают, обеспечивают обувью и спецодеждой: жилетками, туфлями, резиновыми и зимними сапогами, куртками, плащом, – слушаю Людмилу Ивановну, пока ждём автобус, чтобы подъехать одну остановку.
Обход участка начинаем с 4 пятиэтажек по улицам Волкова и Кирова. В каждом доме по 2 подъез-
да – в них заходим при помощи чипов. Несколько ступенек вверх – и перед нами цепочка почтовых ящиков. Людмила Ивановна помнит, кто что выписывал, ведь сама оформляла подписку. Меньше минуты в тепле – и снова на улицу, к следующему дому. Прохожие здороваются, останавливаются, договариваются о подписке. Спрашиваю у своего «наставника»: о чём думаете, когда вот так каждый день ходите с почтой?
– Все мысли о работе, – улыбается она. – Наше отделение лучшее, все планы выполняем. На полугодие оформила подписку на 670 экземпляров периодических изданий. Сейчас главное – доставить почту и пенсии.
Пятиэтажки пройдены. Относим письма и газеты в магазин «Омега» и выходим в частный сектор по улице Волкова.
Для всех жителей как родная
С почтальоном здесь все здороваются – для жителей частных домов она давно стала своей. Собственно, именно таким и должен быть настоящий почтальон.
– В основном люди дружат со мной, а я с ними, – продолжая свою работу, рассказывает Людмила Синицына. – Пожилые рогачёвцы ждут пенсии, называют меня «мамка» и «кормилица». После стольких лет знаешь, кому что сказать, с кем о чём поговорить. И даже по тому, как оставлены в почтовом ящике газеты и журналы, определяют, разносила их я или подменный работник.
Обращаю внимание, что дорожки к домам почти везде расчищены, но есть и исключения. Что ж, к роли первопроходца ни почтальону, ни журналисту не привыкать. Через какое-то время чувствую, что за Людмилой Ивановной не успеваю, поэтому приходится останавливаться посреди дороги, быстро делать пометки в блокноте или фотографировать. Замёрзшие пальцы сначала хотят отогреться, а только потом работать. Почтальон же ходит без перчаток, ловко пристраивая газеты в дверную щель, за ручку или бросая в красивый почтовый ящик. Еле успеваю задавать вопросы, справляться с подтаявшим на дороге снегом и следить за работой старшего товарища.
Поднимаемся по длинной улице Зои Космодемьянской. То с одной, то с другой стороны раздаётся лай собак. Такие сторожа здесь в каждом доме. Кстати, газовый баллончик «Шок» – обязательный аксессуар почтальона на случай встречи с агрессивным животным или с хулиганами.
Почти в конце улицы виднеется фигура человека с палочкой. Подходим ближе – пожилой человек, одетый по-домашнему, встречает работника почты и забирает районную газету.
– Всегда ждём своего почтальона, – смущается Михаил Георгиевич. – Знаем, когда она должна идти.
– А вон и машина поехала, пачки повезла, – обращает моё внимание на четырёхколёсного помощника Людмила Ивановна.
И здесь я замечаю, что сумка на её плече почти пуста. Подходим к магазину «Космос», где находится первый опорный ящик – почтальон забирает одну из стопок, подготовленных ещё в отделении. И работа продолжается.
Тяжела её сумка и служба трудна
За 1,5 часа мы обошли только 2 улицы посёлка Космонавтов, а я уже чувствовала усталость, ноги стали тяжёлыми. Людмила Ивановна, напротив, оставалась энергичной.
Елисеева, Климука, Королёва, Шаталова – и на эти улицы были доставлены периодические издания, письма, извещения. Последнюю упаковку корреспонденции Людмила Ивановна забрала в опорном ящике на Берегового. Примерно в 14.00 мы отправились в посёлок Южный, а в 16.20 вернулись в почтовое отделение, чтобы сдать невручённые письма и непроданный товар, деньги.
В этой профессии, как и во всех остальных, есть свои трудности: много времени приходится проводить на ногах, нужно держать в памяти адреса, имена. И так пять дней в неделю.
Мы привыкли, что в любое время года и при всякой погоде в наших поч-товых ящиках лежат свежие газеты. Но не все знают, каково нести «толстую сумку на ремне». «Не разрешу никому плохо отзываться о почтальонах», – подумала я, чувствуя, как устала за день. Хорошо, что завтра мне в родную редакцию.
Автор рубрики
Оксана РОМАНОВА.
Фото Василия РОГОЖНИКОВА.
Перепечатка текста и фотографий slova.by запрещена без разрешения редакции.