История белорусского народа полна трагических событий. Многие из них со временем стерлись из памяти людей и стали достоянием архивов. Однако есть те, которые не забываются, а их значимость с каждым годом только возрастает. Геноцид – это одно из самых страшных из известных человечеству преступлений. У него нет срока давности. Об одной жизненной истории рассказал старший помощник прокурора Рогачевского района Вячеслав Чугунов.
За годы оккупации нацисты совершили на территории Беларуси массовые и зверские уничтожения людей, варварское разрушение городов, деревень, разграбление материальных, культурных ценностей, в том числе и на Рогачевщине. Прокуратурой района возбуждены уголовные дела. Сегодня на страницах «Свабоднага слова» приводим воспоминания нашего земляка, которому в годы Великой Отечественной войны было всего 8 лет. Детская память сохранила картины ужаса: стрельбу, бомбежки, холод, голод.
Наш герой всю войну прожил в Рогачеве, оккупированном фашистами, вместе с матерью и двумя братьями.
– Было очень страшно и опасно. Мать запрещала нам выходить из дома на улицу без необходимости, а если и выходили, то старались не попадаться на глаза фашистам, чтобы не погибнуть. При освобождении города в феврале 1944 года был сильный обстрел, самолеты бомбили позиции немцев. Враг не выдерживал напора советских войск и отступал. Кругом рушились от взрывов дома. Помню, что за железной дорогой находились кирпичные казармы Красной армии, вот их немцы и взорвали, уничтожали все, что могли. Наш дом тоже подожгли, но мама с соседями смогла потушить. После освобождения города не осталось ни одного не тронутого обстрелами здания. Во время одного из обстрелов я не успел вовремя спрятаться и получил ранение левого глаза. Было очень больно. Долго проходил лечение, восстановить глаз врачам не удалось. В результате ранения потерял 50 % зрения – и вместо травмированного глаза пришлось поставить глазной протез. После войны окончил школу, работал, поступил в техникум, по его окончанию устроился в автокомбинат, где и проработал всю свою жизнь.
Дети войны выросли, некоторые состарились, но в их душах и сердцах навсегда осталась страшная трагедия, которая украла их детство. И никакое время не сможет вылечить раны от войны, особенно детские.
Ирина МОИСЕЕВА.