Крест – один из самых древних и мистических символов. Орудие казни и одновременно символ спасения. Особое предназначение было у энколпионов – средневековых нательных крестов, состоящих из двух частей – створок, внутри которых находились различные реликвии (частицы освященной просфоры или мощи святых), чтобы охранять человека от напастей. Подобные христианские реликвии сохранились и в фондах Рогачевского Музея народной славы.

 

Считается, что первые энколпионы были созданы при христианских монастырях в Малой Азии, на Балканах и Дунае примерно в VI-VII столетиях. В таких крестах верующие носили реликвии, прах усопших, кусочек ткани или прядь волос. Все что угодно, что относилось к святыне.

На Руси энколпионы появились в ходе христианизации. Предметы, которые могли помещаться внутрь креста, очень разнообразны. Так, в кресте Ефросиньи Полоцкой находились остатки от Голгофского креста. А вот мощи немногочисленных святых Руси, канонизированных в период со второй половины XII по XIII столетие, по большей части еще были недоступными для паломников. Поэтому вложениями в энколпионах могли оказаться другие святыни. К примеру, реликвии из паломничества в ближайший храм с чудотворным образом.

Как рассказал сотрудник музея Владислав Можаров, кресты-энколпионы представляли собой продукцию, которая изготавливалась для массового потребителя, – из недорогих материалов и большими сериями. Части энколпионов скреплены воском или парафином, которые использовались для консервации вложений и скрепления створок. В качестве вложений использовался ладан, а также завернутые в льняную ткань смесь воска и ладана или частички дерева и смолы.

Энколпионы в экспозиции Музея народной славы с большой долей вероятности были изготовлены рогачевскими ремесленниками.  

 

 

Рубрику ведет Виктория РОГОЖНИКОВА.