- Папа, а кто сильнее: Бэтмен или Человек-паук?- настойчиво тряся за руку, в который раз спрашивает дочь по дороге в школу. Действительно, а кто? Те, кто рос во времена СССР, и слыхом не слыхивали о современных героях комиксов и мультсериалов, на слуху были куда более привычные Заяц и Волк, все тот же Чебурашка и Крокодил Гена, кот Леопольд и вечно враждующие с ним мыши.

Простые и понятные положительные герои советских мультфильмов традиционно и весьма успешно противостояли злу, учили добру и даже иногда перевоспитывали отрицательных персонажей. Последние же представали в привычных для детей образах Бабы-Яги, Змея Горыныча, Серого Волка или же интеллигентной старухи Шапокляк. При этом они,  хотя  и олицетворяли собой зло, в большинстве случаев монстрами все же не выглядели.

Сейчас все стало по-другому – телеэкраны и страницы детских журналов заполонили страшные и уродливые чудовища всех цветов радуги: мутанты, вампиры, оборотни, киборги-трансформеры, пришельцы. Созданные болезненным воображением аниматоров, нарисованные яркими красками, они впечатываются в детский мозг, стирая различия между устоявшимися представлениями о добре и зле. В современных мультфильмах и комиксах часто бывает, что сразу и не разберешь, кто герой, а кто злодей. Оба выглядят устрашающе и уничтожают друг друга одними и теми же методами, противостояние добра и зла сведено к обмену сокрушительными ударами или воздействию друг на друга высокотехнологичным оружием, от которого на части разрываются тела и потоками хлещет кровь. Куда уж там  до какой-то морали истории – в череде бесконечных схваток для нее часто не остается места.

Но не только о моральном аспекте вопроса хотелось бы сказать. Проведя ряд исследований, медики установили, что изображения монстров и чудовищ могут негативно сказаться на неокрепшей детской психике – не зря ведь дети иногда вздрагивают от страха, увидев их на телеэкране. Детское восприятие таково, что в нем нет четко выраженной границы между вымыслом и реальностью. Вот дети и начинают бояться встретиться с монстрами, выйдя из дома на прогулку. Тем более что герои народных сказок, как правило, всегда находились где-то «за три девять земель», а монстры из мультфильмов и комиксов облюбовали для жизни города.  И в детском воображении они промышляют едва ли не на соседней улице.

Еще одна опасность увлечения героями иностранных комиксов и мультфильмов  в том, что дети хотят быть на них похожими. То есть  подсознательно ассоциируют себя с ними, стараются походить на своих любимцев, поступать, как они – обладающие невероятными для человека способностями существа без рода и племени. Такое подражательство отнюдь не безобидно. Оно может привести даже к несчастным случаям. Так, трагедией закончилась, казалось бы, безобидная увлеченность 7-летнего первоклассника средней школы № 1 в Ветлужском районе Нижегородской области (Российская Федерация). Дима З. мечтал стать таким же героем, как его любимый персонаж Человек-паук, и в какой-то момент, когда мама подогревала ему на кухне ужин, угодил в петлю (ребенок привязал себя шнурком от куртки, встал на стул и попытался вскарабкаться по стене). Спасти мальчика не удалось…                                                                                                            Ворвавшиеся в нашу жизнь Бэтмены и иже с ними основательно подточили те традиционные культурные устои и принципы, на которых  воспитывались дети 20-30 лет назад. Этой экспансии чужеродных для юных белорусов установок и стереотипов во многом помог всегда преследующий выгоду бизнес.  Именно он потеснил с лидирующих позиций многих героев народных сказок. Зайдите в любой книжный магазин – много вы там найдете сборников народных русских или белорусских  сказок? А вот альбомами с героями  американских комиксов завалены все прилавки. Добавьте сюда снятые про них полнометражные фильмы, одежду с   их изображением, продукты питания для детей, игрушки, наконец.  Вот и получается, что Чебурашка раунд за раундом пока проигрывает бой за внимание и любовь детей Человеку-Пауку.

 Новое побеждает старое, возможно, подумает кто-то, глядя на этот неравный поединок.  Но старое в этом случае – отнюдь не отжившее и не нужное. Старое – это те многовековые и многолетние традиции воспитания, которые уже впитало в себя не одно поколение белорусов. Выдерни этот духовный стержень из детского сознания, предай забвению рассказанные бабушкой или дедушкой старые сказки, сотри из памяти рассказанные на понятном детям языке уроки добра в прежних мультфильмах –  что  останется?  Не приведет ли, в конце концов, чрезмерная увлеченность чужим к потере своего?

Только предельно честно ответив для себя на эти вопросы,  мы поможем Чебурашке если не нанести Человеку-Пауку нокаутирующий удар, то хотя бы дадим ему возможность на равных сражаться со своим противником  за место в детских умах.

 А.ШИШКИН.

Фотоколлаж Р. БОРОВОЙ.

Недостаточно прав для комментирования. Войдите на сайт используя социальные сети.

Войти с помощью

 


  

Яндекс Реклама