Лет пять назад словарный запас белорусов пополнился одним малоизвестным для нас термином «агроэкотуризм». Теперь даже дети знают, что такое туристический бизнес по-деревенски: просторный дом с удобствами, гостеприимные хозяева, катание на конной подводе, обязательно банька и традиционный шашлык на лужайке. Перечень сельских услуг может быть значительно шире, все зависит от предприимчивости хозяев агроусадеб и финансовых возможностей клиентов.
Такое туристическое направление пришло к нам с Запада, где уже давно культивируется экологически чистый и недорогой вид отдыха с соответствующим натуральным питанием. Тамошний средний класс, пресышенный городскими развлечениями, напряженной работой и загазованным воздухом, старался хотя бы ненадолго поменять стиль жизни, заменяя переполненные событиями будни и постоянные стрессы на прелести деревенского бытия и созерцание местных красот.
Со временем это вылилось в отдельную отрасль международного туризма, приносящую неплохой доход как хозяевам усадеб, вилл и коттеджей, так и доходной части государственного бюджета.
Первые на постсоветском пространстве такую интересную идею подхватили прибалтийские страны. Поэтому там даже в деревенской глубинке нередко можно встретить немца или шведа, лихо отплясывающего народный танец с местным населением или с удовольствием обрабатывающего огород хозяина агроусадьбы, на себе испытывая нелегкий крестьянский труд. Да, да, именно так!
А украинские Карпаты, например, зарубежные туристы посещают круглый год, восторгаясь изумительной природой, горнолыжными трассами, чистыми бурными реками и интереснейшими гуцульскими традициями.
Наконец сельский туризм добрался и до синеокой Беларуси, причем практически сразу же получил государственную поддержку в виде льготных кредитов и демократичных условий видения подобного рода бизнеса. Сейчас в нашей республике действует более тысячи субъектов агротуризма, но с переменным успехом. Почему? Причин много.
Регионально агротуризм успешнее развивается в столичной области, а также Витебской и Брестской. Это понятно: на выходные жители мегаполиса стараются уехать за город, отдыхая индивидуально или корпоративно, и здесь как раз кстати услуги разного класса усадеб, от элитных коттеджей и гостиничных комплексов до скромных сельских фазенд. Придвинье поражает неповторимой красотой ожерелья озер, а западные регионы страны имеют на своей территории многочисленные исторические памятники и сохранили свой особый уклад жизни, близкий понятию европейского туриста.
Гомельщина всегда была больше ориентирована на братьев-россиян и украинцев, наверное поэтому они в большей мере и пользуются здесь услугами агротуризма.
В последнее время появилась, на мой взгляд, нездоровая тенденция нивелирования самого понятия национального сельского туризма. Речь идет о постоянно повышающейся цифре открытия новых агроусадеб, порой в ущерб качеству, и превращении индивидуального бизнеса наиболее удачных хозяев в гостиничный, а, значит, и более массовый.
В последнем соответствующем Указе Президента Республики Беларусь четко прописано, что субъект агротуризма на льготных основаниях вправе сдавать для нужд внутренних и зарубежных туристов до десяти комнат, а это уже классический мини-отель.
Да, наше развивающееся государство остро нуждается в расширении гостиничного хозяйства, которое сейчас состоит в основном из трехсот гостиниц еще советского образца, находящихся, как правило, в муниципальном ведении. Многие из них убыточны или находятся в неудовлетворительном состоянии.
Конечно, очень удобно, скажем, вокруг районного центра иметь разветвленную цепь небольших деревенских гостиниц, выросших из агроусадеб. Но не стоит забывать, что организация ночлега и питания – классический минимум любой усадьбы. Суть сельского туризма намного разносторонней и шире. Это и организация и сопровождение познавательных экскурсий и туристических маршрутов разной степени сложности, и ознакомление с местными достопримечательностями и народными традициями, и полноценный отдых на лоне природы, и получение навыков национальных промыслов, и живое общение, если хотите, с носителями фольклора и местными музыкальными этногруппами, непосредственное участие в региональных фестивалях, и, наконец, традиционная дегустация оригинальных напитков и различных блюд собственного приготовления, чем так гордится настоящая хозяйка!
Все это вкупе дает потенциальному туристу общую картину о нашей гостеприимной стране, которую невозможно объять простым взором из окна пусть даже самого роскошного пятизвездочного отеля.
И еще: последние тенденции в туристическом мире говорят о том, что люди стараются путешествовать больше индивидуально, не заказывая массовые организованные туры. А это значит, что к любому посетителю нашей державы нужно тоже подбирать индивидуальный подход…
С.СЕРГИЕНКО.