Николай Чернышевский писал: «Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны». Начинается образование, становление личности со школьной скамьи. Именно учителя на начальном этапе выявляют
способности каждого ребенка, прививают им любовь кзнаниям, закладывают основы культуры поведения. Школа – это дом, где соседствуют педагоги, ученики и их родители, объединенные общими целями. Мы задали три вопроса человеку, который беспокоится, чтобы в этом доме всем было комфортно, – начальнику отдела образования Рогачевского райисполкома Елене Клочковой (на снимке).


– Елена Витальевна, COVID–19 внес коррективы в работу многих учреждений, организаций, в том числе и учебных заведений. В частности, некоторое время дети обучались дистанционно. Как вы относитесь к дистанционному обучению?
– Изменения в работе, конечно, произошли. Мы стараемся выполнять все рекомендации, которые нам адресовало Министерство здравоохранения. Закуплено необходимое количество дезинфицирующих и моющих средств, соблюдается социальная дистанция между отдельными детками. Помещения часто проветриваются, внесены коррективы в продолжительность и расположение перемен. Если говорить про дистанционное обучение, то, на мой взгляд, урок и личное общение педагога с детьми заменить невозможно. От этого зависит качество образовательного процесса. С другой стороны, мы сделали новый шаг: в стране запущен единый информационно-образовательный ресурс для школ. Благодаря онлайн-платформе дистанционно смогут обучаться ребята, которые из-за различных заболеваний не посещают учреждения образования. Там выложены новые разработки, профессиональные записи, задания. Все это может пригодиться и родителям, которые хотят помочь своим детям. Это было важное испытание, которое показало: мы можем работать дистанционно.

– А как вы относитесь к репетиторству, в котором можно выделить и положительные, и отрицательные стороны? Не влияет ли оно на качество образовательного процесса?
– Репетиторство существует уже достаточно давно. Нужно учитывать, что оно востребовано, в том числе и в Рогачеве. Однако в принципе ничего в образовательном процессе не изменилось, система работает в прежнем режиме. Вы правы, здесь можно выделить и отрицательные, и положительные моменты. Если цель репетиторства – просто создать базу знаний для ребенка, то я, как начальник отдела образования, подобного не поддерживаю. Этим должны заниматься учителя, в этом и состоит их профессионализм: дать базу на уроках либо на факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях. Если же рассматривать репетиторство как помощь ребенку в подготовке к централизованному тестированию, то это совсем другой вопрос. Возможно, даже хорошее подспорье детям, которые мотивированы получить углубленные знания по конкретному предмету.
Стоит отметить, что скоро нас ждут изменения, связанные с подходами в преподавании и с поступлением в высшие учебные заведения. Централизованного тестирования как такового не будет. Мы придем к чему-то похожему, что есть в России, – к ЕГЭ, или единому государственному экзамену. То есть выпускники будут готовиться к одному испытанию, а не к двум, как сейчас, – и к школьному экзамену, и к ЦТ.

– Какими качествами должен обладать учитель? Раньше педагог был царь и бог, а сейчас некоторые, к сожалению, воспринимают его чуть ли не как обслуживающий персонал. Как вы думаете, почему авторитет учителя в обществе падает? И как это изменить?
– Безусловно, основным качеством, как и в любой работе, является профессионализм. От того, насколько человек глубоко знает свой предмет, может передать информацию, обучить другого, многое зависит. Такие педагоги остаются в памяти учеников на долгие годы. В то же время, и это показывает наше общество, педагог должен обладать всеми положительными моральными качествами. Он несет большую ответственность за воспитание детей.
Думаю, многое зависит от того, кто поступает в педагогические вузы. Хотя есть молодежь,  которая целенаправленно готовится стать учителями. В последнее время проходные баллы показывают нам, что к элитарным педагогические специальности отнести сложно. Связано это, к сожалению, с экономической составляющей. Если посмотреть на заработную плату в социальной сфере, видно, что педагог получает не очень много. Повышение заработной платы, которое проанонсировано Министерством образования, возможно, приведет к тому, что в эту профессию пойдут заинтересованные люди. Что касается авторитета в обществе, то, конечно, здесь многое зависит от нас, самих учителей. Чем больше в учебных заведениях будет работать высококвалифицированных людей с положительными личностными качествами, тем быстрее мы сможем вернуть когда-то растерянный авторитет, повысить статус этой профессии.

Автор рубрики
Елена УДАРЦЕВА.
Фото Раисы БОРОВОЙ.

Перепечатка текста и фотографий slova.by запрещена без разрешения редакции.

 

 

 

Недостаточно прав для комментирования. Войдите на сайт используя социальные сети.

Войти с помощью

Яндекс Реклама