Шикарная ГАЗ-21 «Волга», разъезжающая по улицам Рогачёва, непременно бы приглянулась Юрию Деточкину – главному герою кинофильма «Берегись автомобиля», специализировавшегося, как мы помним, именно на этой модели. Но это только сейчас машина выглядит почти как с завода, на деле же «двадцать первой» пришлось уже изрядно поколесить по дорогам как нашей страны, так и соседней России, что, разумеется, не могло не сказаться на её внешнем виде. Краска и хром на «Волге» заблестели заново лишь благодаря золотым рукам и огромному энтузиазму нашего земляка Андрея Вопсева и его помощников – Андрея Зембицкого и других.

Роскошный ретроавтомобиль сегодня можно увидеть лишь в советских фильмах или у реставраторов, которые возвращают старые машины к жизни собственными руками, как это сделал Андрей ВОПСЕВ.


Отсчитывать километраж серо-голубая машина (когда-то она была именно такого цвета) 1964 года выпуска начала, когда поступила «на службу» в Министерство сельского хозяйства БССР, после чего её передали в Рогачёв, где по местным дорогам на ней чинно передвигался тогдашний директор районного объединения «Сельхозхимия». В 1986-1987 годах, после списания, «Волгу» приобрёл отец Андрея. Но и на этом путешествия этого авто не закончились – Вопсевы отдали его в Брянск родственнику. Тот немного подремонтировал автомобиль, перекрасил в серый цвет и поставил на российский учёт.
Три года назад, наполовину разобранный, но всё же на ходу легендарный автомобиль вернулся в Рогачёв, где до поры до времени стоял на улице под дождём и снегом. Пока в один прекрасный момент Андрей не решил посвятить себя необычному и дорогостоящему хобби – реставрации авто.
– Машина была в неприглядном виде, практически без салона, а зазоры между дверцами были такие, что в них спокойно мог пролезть кулак. – вспоминает хозяин авто Андрей Вопсев.

От ретроавто до иномарки


На всё про всё у молодого человека ушло три года. Андрей полностью разобрал машину, и начал собирать, как говорится, по гаечке. Разумеется, как это обычно бывает, вокруг парня образовалась команда единомышленников – людей, которые положительно восприняли идею Андрея вернуть автомобилю прежние шик и блеск и всячески помогали воплотить задумку в жизнь.
– Многие помогали: некоторые – советами: вспоминали как было на самом деле в те времена, кум мой – Андрей Зембицкий, например, отвечал за сварку, зазоры выставлял, да и вообще, можно сказать, без его помощи и не получилось бы того, что есть. Дверные карты и обшивка салона – дело рук Виталия Щепина, – с благодарностью вспоминает Андрей тех, кто приложил немало усилий к возвращению «Волги» к жизни.
Не обошлось, конечно, и без людей, которые спешили на корню загубить эту идею, отказывая в помощи, как бы недоумевая: «А зачем вам это надо?», «Деньги на ветер…» или «Ничего из этого не выйдет!»

А вот и вышло!


Забегая вперёд, отметим, что рогачёвские реставраторы не ставили перед собой цели –  целиком и полностью приблизить «Волгу» ГАЗ-21 к оригиналу. Во-первых, это оказалось бы ещё затратнее, а во-вторых, некоторые оригинальные детали сейчас днём с огнём не сыщешь. В результате если внешний вид как-раз и соответствует той самой «Волге» из 1964 года (хромированные детали, соединительные скобы хрома, ручки), то «начинка» получилась на несколько десятилетий современнее.
Так вот, обновлённую Волгу оснастили новым 406-м двигателем, позаимствованным у современной «Волги-31105», от чего авто стало гораздо резвей. Не забыли и про шумо- и виброизоляцию моторного отсека и всего салона автомобиля. С современной «Волги» взяли и всю ходовую часть, заменили подвеску, установили скоростной задний мост и скоростную коробку передач.

Хром, парктроник, «мозги»…


Ещё несколько лет назад Андрей и сам удивлялся лекарям старины, которые за нужной частью для своего автомобиля могут даже за границу отправиться. Пока сам не столкнулся со всеми тяготами восстановления авто.
– Больше всего трудностей вызвал поиск хрома. Если кузовные детали – крылья, двери ещё можно разыскать, то хром почти невозможно, – подчеркнул хозяин ретроавтомобиля. – Хромировали некоторые детали в Жодино, а за некоторыми приходилось ехать даже в Литву.
Молодой человек постарался, чтобы отыскать все оригинальные волговские значки, эмблемы, надписи, резинки на стёкла. Даже пришлось купить ещё одну «Волгу», которая стала своеобразным донором для реставрируемого авто.
Современные изменения претерпели и дверные карты: в них добавили стеклоподъёмники и иномарочные дверные замки. Лобовое стекло реставраторы заменили на прочный триплекс. Несколько видоизменили и стёкла передних дверей, лишив их форточек: теперь там стоят сделанные под заказ сплошные стёкла. Оснастили дополнительными лампочками и новую приборную панель: световые сигналы водителю в случае чего исправно подают лампочки поворотников, ручника, открытия дверей, температуры двигателя и даже ошибок. Мечтало ли когда-нибудь это легендарное авто о том, что его наделят «мозгами» – электронным блоком управления двигателем?!
Но и это ещё не все навороты. В «двадцать первую» добавили центральный замок, изменили ключ зажигания и рулевую колонку –  теперь здесь есть и гидроусилитель. Добавили ещё несколько фишек, которым могут позавидовать даже некоторые иномарки помоложе. Согласитесь, не каждое авто может похвастаться задней и передней камерами и даже парктроником! Мониторы камер вывели на зеркало заднего вида «Волги».
– С барабанами были постоянные мучения, – увлечённо продолжает знакомить рогачёвский реставратор с изменениями, которые пришлось претерпеть «Волге». – Поэтому мы решили заменить барабанные тормоза на дисковые: поставили тормозные диски, суппорта. Видоизменили и горловину бака, а также переделали багажник.
Если в большинстве своём все составляющие авто претерпели какие-либо изменения, то роскошный диван сохранил своё прежнее удобство. Ну разве что он стал кожаным и с удобными подголовниками. Кстати, за перетяжкой пришлось ехать в соседний Бобруйск.
В планах у Андрея поставить в «Волгу» кондиционер. Также он мечтает подарить машине родной руль, переделав его под новую колонку. Ещё несколько контрольных штрихов, и вуаля – ретроавтомобиль, по удобству ничем не отличающийся от современной иномарки, готов!

Деньги не на ветер, деньги – в историю


В общей стоимости все изменения потянули более чем на 20 000 долларов. Теперь внешне это всё тот же легендарный советский автомобиль ГАЗ 21 «Волга», причём с тем самым знаменитым оленем, украшающим капот. Думаю, можно смело предположить, что машина, выглядит даже лучше, чем тогда, когда она только сошла с конвейера. По комфорту же она теперь не уступает хорошей иномарке.
– Самыми затратными, понятно, оказались двигатель, хром, перетяжка салона в кожу.
Да и вообще реставрация автомобилей – дорогостоящее хобби. С каждым годом цены на ретротехнику и запчасти ползут вверх. Машины «взрослеют», их количество уменьшается, всё это сказывается на стоимости, – подытожил рогачёвский реставратор.
Разумеется, для завершения «праздничного наряда» необходимо было определиться с цветовой гаммой. Андрею пришлось изрядно поломать голову над тем, в какой цвет перекрасить авто. Поначалу, чтобы «Волга» выгодно выделялась среди остальных машин, он хотел остановиться на перламутре, но поразмышлял и решил скомбинировать два цвета: спелой вишни и слоновой кости. И теперь автомобиль смотрится особенно шикарно и зимой, и летом.
К повышенному вниманию к своей «ласточке» Андрей уже привык. Одни спешат запечатлеть себя на фоне легендарной Волги, другие – утолить своё любопытство. Чаще всего людей интересует: «Какой двигатель стоит?», «Сколько времени ушло на реставрацию?», «Сколько стоит авто?». И если на большинство вопросов парень увлечённо отвечает, то на последний вопрос много слов для ответа не нужно:
– Продавать я её точно не буду. Это наша семейная реликвия!

Татьяна МАКАРЕНКО.
Фото
 Василия РОГОЖНИКОВА.

Перепечатка текста и фотографий slova.by запрещена без разрешения редакции.

Недостаточно прав для комментирования. Войдите на сайт используя социальные сети.

Войти с помощью

Яндекс Реклама