Небольшая речушка Долгая была природной достопримечательностью этой деревни. Местами глубокая и неспокойная, она являлась не просто свидетелем весёлой и дружной жизни сельских тружеников, но и незаменимой помощницей в их хозяйских делах, участницей молодёжных гуляний и даже кормилицей.

Начальная школа в Волосовичах была маленькой. Однако в ней учили главному – трудолюбию, порядочности и доброте.

Начальная школа в Волосовичах была маленькой.

Однако в ней учили главному – трудолюбию, порядочности и доброте.

 

Елена Васильевна Язепова в точности помнит не только имена своих школьных товарищей. Она хранит в сердце память о каждом дне жизни в родной деревушке.

Елена Васильевна Язепова в точности помнит не только имена своих школьных товарищей.

Она хранит в сердце память о каждом дне жизни в родной деревушке.

 

– Пошла я раз на речку. Такая красивая погода, ветерок веет... И так испугалась! «Гляжу – у вадзе столькі рыбы гуляе!» Я скоренько побежала к двоюродному брату Ивану, взяла у него «таптуху» и наловила целое ведро «роўненькіх шчупакоў». Мне тогда было около шестнадцати, – вспоминает события 65-летней давности Елена Язепова – коренная жительница деревни Волосовичи Журавичского сельсовета. Деревни, которой уже нет.
– Летом на речку ходили стирать одежду и выбеливать самотканые льняные полотна, из которых зимой шили разные вещи: рубашки, постилки, полотенца, одеяла, верхнюю одежду, – продолжает Елена Васильевна. – Пока не построили клуб, местом встречи хлопцев и девчат был мостик через Долгую. Здесь собиралась вся молодёжь, пела песни под гармошку, танцевала. А гармонисты тогда в большом почёте были. Хорошо помню Пусикова Ивана, Пумпалева Анатолия, которые отлично играли на инструменте.

Делу – время...

По материалам директора исторического музея Журавичской средней школы Валентины Гапоновой, основными занятиями жителей Волосович во все времена являлись обработка земли и выращивание скота. Никакого другого производства здесь не было. В стороне от деревни находилась молочно-товарная ферма на 4 сарая, где в 1980-е годы насчитывалось около 500 голов дойных коров, была здесь и своя конюшня. В Волосовичах также существовала полеводческая бригада, пока её не объединили с колхозом «12 лет Октября».
– Все от мала до велика трудились на земле. Когда мама Меланья Анисимовна заболела, я пошла работать в колхоз звеньевой. Мне тогда было 9 лет. И так до самой пенсии я служила в родном хозяйстве, – объясняет Елена Язепова. – Мой отец Тимошенко Василий Ильич работал в кузне – ковал плуги, бороны и другие орудия для возделывания почвы. Ему помогал Шаповалов Иван. Мой хозяин Артём Никитович был бригадиром. А ещё, помню, был у нас в деревне мужчина, который шил на заказ верхнюю одежду: пальто, куртки, шубы. Его звали Винокуров Николай Сидорович.

... а потехе – час

Единственным временем отдыха для сельчан была зима. И самый почитаемый в Волосовичах праздник также приходился на эту пору года – Крещение. Отмечался он 19 января, однако с традициями церковного праздника имел мало общего.
Согласно сведениям нашего проводника в прошлое Валентины Гапоновой, готовиться к Крещению начинали с утра. Гуляние проходило в трёх домах. Отдельно собиралась молодёжь, отдельно люди среднего возраста и отдельно старики. В каждом доме готовили еду, девушки и женщины гнали самогонку. Приносили сало, которое собирали во время Коляд. Специально для праздника нанимали гармониста. Гуляли с размахом всю ночь. Главным обрядом на Крещение было «бить кашу».
– Накануне праздника девчата вышивали платочки и варили кашу. Кто из хлопцев даст больше денег за кашу, тот и получает право разбить горшок. «Хто кашу паб`е – той платочак забярэ», – рассказывает Елена Васильевна. – К праздничному столу обычно «пяклі аладкі, учынялі тваражком блінчыкі, рабілі квас, варылі халадзец, жарылі рыбу». Крещение гуляли два дня. В первый день, как у нас говорили, «закруживали», а во второй, через неделю – «раскруживали».
Любимым развлечением на массовых гуляньях были, конечно же, песни и пляски.
– Танцевали всё: польку, краковяк, «кадрылю», «зелёную рощу», «шахтёра» и много чего ещё. Очень нравилось петь частушки. Как сейчас помню: «Гарманіст, гарманіст, не апускай вочы ўніз, глядзі прама на мяне, я закахалася ў цябе». Или: «Не хацела танцаваць, стаяла й саромелася, як гармошка зайграла, я не ўтрымалася», – затянула Елена Васильевна.
В Волосовичах существовал ещё один интересный обряд: если случалась засуха, нужно было запрягать петуха. Делать это обязательно должны были женщины. Одна держала петуха впереди плуга, а другой следовало пропахать поле этим плугом. И хотя способ не всегда был действенным, среди сельчан он пользовался популярностью.

В первый класс – в 10 лет

В Волосовичах находилась начальная школа. Её бессменными учителями были супруги Бондаревы: Иван Васильевич, директор, и Татьяна Максимовна (в девичестве Шаповалова). Они работали в этой школе с момента её открытия и до самого закрытия, пока не осталось ни одного ученика.
– В первый класс я пошла уже после войны, мне тогда исполнилось 10 лет. Учительницей была моя же тётя Тимошенко Софья Романовна. В нашем классе было человек 15. Всех товарищей хорошо помню: Евменов Саша, Кравцова Лида, Тимошенко Саша, Емельянова Люба, Винокуров Иван, Емельянова Зина, Гапонов Алексей, Тимошенко Мария, Гапонов Иван (мой двоюродный брат) и другие, – перечисляет Елена Язепова. – Во времена моей учёбы в нашей школе ещё не было электричества. Поэтому уроки приходилось делать при свете керосиновой лампы.
Продолжали учёбу волосовские школьники в Звонце, а после объединения с колхозом «12 лет Октября» стали посещать Журавичскую школу.

Ах, эта свадьба...

Со своим супругом Елена Язепова была знакома со школьной скамьи.
– Когда я училась в первом классе, он был в третьем. А встречались мы только год. Когда Артём Никитович вернулся из армии – сыграли свадьбу, – делится Елена Васильевна. – Кстати, у нас практически все девчата пошли замуж за своих – волосовских – хлопцев.
Свадьба у молодых прошла по всем традициям жанра – со сватами, выкупом и широким застольем.
– Правда, белый наряд я не надела. Старшая сестра Маня была портнихой, она сшила мне платье из штапеля, в чёрно-белый горошек, и соорудила фату... из марли, – с улыбкой вспоминает Елена Васильевна.

На свадьбе гуляла вся деревня. А так как жили все скромно, то дарили молодым не деньги, а нужные в семейной жизни вещи.
– Одних только ситцевых платочков подарили 25 штук, – говорит Елена Васильевна. – Среди презентов были покрывала, полотенца, посуда – всё, что может пригодиться молодой семье.
После свадьбы новоиспечённые супруги поселились у родителей мужа – Язеповых Никиты Ивановича и Прасковьи Потаповны. Но всего на несколько лет.
– Я работала звеньевой и «зарабіла», как сейчас помню, три тысячи рублей. За них мы купили лес и начали строить свой дом – «прама каля хаты свёкра». Нанимали для строительства пенсионеров из Красногорки, также помогали наши с мужем отцы, мой брат Анатолий, – рассказывает наша собеседница.
Уже через год молодые супруги перешагнули порог собственного дома, который получился большим и просторным, с сараем, баней, гаражом.
– Жили мы с мужем хорошо, родили троих детей – двоих сыновей и дочку, воспитали их достойными людьми, – признаётся Елена Язепова.

Последние воспоминания

С тех пор как наша героиня покинула Волосовичи, минуло 17 лет. Теперь она живёт в Журавичах.
– Последний раз была на малой родине три года назад. Ездила на кладбище, где похоронены почти все близкие. От былой деревни не осталось и следа. Уже даже с трудом нахожу место, где стоял наш с мужем дом. Единственный указатель, ведущий к нему, – берёзы и липы, которые когда-то посадил мой свёкор, – с тоской в голосе говорит Елена Язепова. – Последними выехали из Волосович, кажется, братья Григорий и Владимир Здрестовы. А было это около 10 лет назад.
Золотые годы Елены Язеповой скрашивают дети, шесть внуков и шесть правнуков. А ещё память о той счастливой, хоть и непростой жизни в Волосовичах – деревушке, которая не канула в реку забвения, а продолжает жить в сердцах её бывших обитателей и в глубине вод верной своим корням реки Долгой.

 

Из истории деревни

Волосовичи – общее название для одноимённой деревни, трёх посёлков – Кудра, Лысовка и Рудок – и хутора. Курганный могильник, обнаруженный неподалёку от деревни, свидетельствует о заселении этих мест с древних времён. По письменным источникам Волосовичи известны с XVIII века. В 1824 году произошли волнения крестьян против владельца деревни – помещика Борткевича. В 1838 году селение находилось в составе Довской волости. После установления советской власти на месте бывшей усадьбы помещика Чернявского образовался хутор, который состоял из трёх одноособных хозяйств. Хутор просуществовал недолго, так как в 30-е годы прошлого века крестьян заставили вступить в колхоз. Во время Великой Отечественной войны 16 жителей Волосович погибли на фронте. В 1960 году в деревне был построен магазин, а спустя год напротив него появился клуб.
Динамика численности: 1838 год – 44 двора; начало 1900-х годов – 70 дворов; 1959 год – 327 жителей; 2004 год – 8 хозяйств, 13 жителей.
По данным директора исторического музея Журавичской средней школы Валентины Гапоновой.

 

Комментарий председателя Журавичского сельисполкома Татьяны Дроздовой:
– Площадь нашего сельсовета составляет 11 997,9 гектара. Он включает 12 населённых пунктов, где проживает 2153 человека. К настоящему времени перестала существовать одна деревня – Волосовичи, которой по факту уже нет более 10 лет, хотя официально там всё ещё зарегистрирован один житель. От прежних построек в Волосовичах сегодня практически ничего не осталось.

Виктория РОГОЖНИКОВА.
Фото
Василия РОГОЖНИКОВА.

Недостаточно прав для комментирования. Войдите на сайт используя социальные сети.

Войти с помощью

Яндекс Реклама