11 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Иностранных туроператоров планируют обязать регистрировать для работы в Беларуси юрлицо - резидента страны. Соответствующие поправки предлагается внести в закон "О туризме", сообщил сегодня заместитель министра спорта и туризма Беларуси Михаил Портной на круглом столе в Палате представителей, передает корреспондент БЕЛТА.

В первую очередь при разработке закона обсуждается создание механизма защиты. "Мы будем предлагать, что на территории Беларуси иностранная туристическая компания может работать только будучи резидентом Беларуси и по нашим законам. А у нас будет уже какой-то страховой механизм защиты и так далее. Даже если случится форс-мажор, люди не пострадают - они не исчезнут и не испарятся (турфирмы. - Прим.БЕЛТА). Основная задача - защитить потребителя", - сказал Михаил Портной.

Кроме того, предлагается разграничить ответственность турагента и туроператора - сейчас основную ответственность несет туроператор.

Замминистра напомнил, что необходимость вносить изменения в закон о туризме возникла в том числе на фоне ситуации с российским туроператором "Натали Турс". По его словам, Минспорт Беларуси вместе с Ростуризмом работают над тем, чтобы вернуть средства белорусским туристам, но это сложный процесс.

Как сообщалось, в Беларуси было продано около 400 туров "Натали Турс", которые впоследствии были аннулированы.

10 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Беларусь и Судан во время официального визита в Беларусь Президента Судана Омара Хасана Ахмеда аль-Башира подписали контракты на $250 млн, сообщил сегодня журналистам Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Судане по совместительству Сергей Рачков перед началом белорусско-суданского бизнес-форума, передает корреспондент БЕЛТА.

"За эти дни (вчера и сегодня) подписано 17 документов. Это не только соглашения и договоры, но и контракты с конкретными суммами, - сказал посол. - Общая сумма - $250 млн. Мы считаем, что это успешный визит, успешные переговоры".

По мнению Сергея Рачкова, имеются значительные перспективы в плане развития двустороннего сотрудничества. Есть определенные наработки, в частности, по привлечению в нашу страну компаний с суданским капиталом (в банковский сектор, а также сферу недвижимости). "Очень надеемся на работу "Амкодора". В проработке контракт на поставку 123 единиц техники", - добавил посол. При этом речь идет не только о поставках техники, но и о подготовке кадров для Судана. Как подчеркнул Сергей Рачков, сегодня уже никого не интересует только сбыт продукции - важно развивать экономическое сотрудничество.

Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович в свою очередь отметил, что сотрудничество двух стран развивается довольно динамично. В течение последнего года предприняты шаги, которые открывают новые возможности. При этом руководитель БелТПП считает, что есть смысл говорить и о субрегиональном сотрудничестве. "Если мы создаем машиностроительный центр, то продукция должна быть рассмотрена и на других ближайших рынках", - заявил он.

В целом, говоря о перспективных направлениях двустороннего сотрудничества, Владимир Улахович подчеркнул, что их перечень довольно широкий. Это взаимодействие в агропромышленном секторе, в освоении полезных ископаемых, развитии инфраструктуры, логистики и другое. Какие-то направления могут быть обозначены сегодня на бизнес-форуме, участие в котором принимают около 40 белорусских предприятий, а также 9 суданских компаний, которые уполномочены представлять целые отрасли.

11 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Подходы по устранению высоких платежей за роуминг на территории Союзного государства обсудили на IV Международной научно-практической конференции "Антимонопольная политика: наука, практика, образование", которая прошла 6-7 декабря в Москве, сообщает БЕЛТА со ссылкой на Министерство антимонопольного регулирования и торговли.

На повестке дня стояли актуальные вопросы конкуренции на цифровых рынках, подходы к рассмотрению глобальных сделок экономической концентрации, вопросы эффективного тарифного регулирования, а также направления совершенствования системы государственных закупок в современных условиях.

Во время конференции состоялся круглый стол, посвященный вопросам тарифообразования на услуги связи в роуминге и при взаимодействии сетей (интерконнект). В нем приняли участие представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Министерства связи и информатизации, Федеральной антимонопольной службы, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, представители бизнес-сообщества. Стороны обсудили подходы по устранению высоких платежей за роуминг на территории Союзного государства, определили мероприятия по достижению этой цели и сроки их проведения."

10 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси приняты дополнительные меры по усилению государственной поддержки детей-сирот и многодетных семей при строительстве, реконструкции или приобретении жилья. На это направлены указы №474 "О государственной поддержке при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" и №473 "О долевом строительстве", которые Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 10 декабря, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.

Указом "О государственной поддержке при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений" увеличивается размер такой поддержки для некоторых категорий граждан.

В отношении детей-сирот размер субсидии на погашение основного долга по коммерческим кредитам в соответствии с указом №240 увеличивается с 35% до 50%.

Для малообеспеченных граждан, осуществляющих строительство жилья и трудовую деятельность в населенных пунктах на территории юго-восточного региона Могилевской области, размер субсидии на уплату части процентов по коммерческим кредитам увеличивается на 4 процентных пункта.

Кроме того, гражданам, воспитывающим детей-инвалидов, предоставляется право на получение субсидии на погашение 50% основного долга по коммерческим кредитам.

Для многодетных семей, воспитывающих детей-инвалидов, устанавливается первоочередное право на получение государственной поддержки (как это предусмотрено для многодетных семей, воспитывающих четверых и более несовершеннолетних детей).

Также указом устанавливается, что с 1 марта 2019 года ограничивается право на получение государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилья для трудоспособных граждан, не занятых в экономике. Государственная поддержка не будет оказываться семьям, в которых все трудоспособные члены семьи не заняты в экономике. При этом они будут иметь право повторно обратиться за ее получением, если отпали основания для отнесения их к гражданам, не занятым в экономике.

Указ "О долевом строительстве" принят в целях совершенствования правоотношений сторон при долевом строительстве объектов в Беларуси и отменяет действие указа от 6 июня 2013 года №263.

Документом вводится ряд новых норм. В частности, многодетным семьям предоставлено преимущественное право на получение направлений на долевое строительство одноквартирных жилых домов или жилых помещений в блокированных жилых домах.

Денежные средства от продажи квартир, построенных за счет собственных средств государственных предприятий, будут перечислятся на текущие счета этих предприятий.

С учетом практики применения указа №263 уточняются существенные условия договоров долевого строительства, порядок опубликования проектной декларации, привлечения денежных средств дольщиков, функционирования специальных счетов, а также порядок формирования и изменения цены договора.

Совету Министров поручено в трехмесячный срок определить порядок заключения, исполнения и расторжения договора долевого строительства и утвердить типовую форму такого договора.

Действие указа не распространятся на объекты, разрешительная документация на строительство которых дана до вступления в силу этого документа.

Основные положения указа вступают в действие через три месяца после его официального опубликования.

11 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Национальную ассоциацию местных органов самоуправления планируется сформировать в Беларуси. Конференцию по ее созданию планируется провести в апреле 2019 года, сообщил председатель Совета Республики Михаил Мясникович, открывая сегодня семинар по вопросам развития ассоциаций местных Советов депутатов, передает корреспондент БЕЛТА.

Михаил Мясникович отметил, что в Беларуси настроены с учетом национальных интересов заимствовать практический опыт стран - членов Совета Европы. Он напомнил, что в ноябре 2018 года нашу страну посетил директор Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Жан-Филипп Бозуль. Состоялись переговоры в Совете Республики, на которых стороны сблизили позиции. "На мой взгляд, будет актуально, если сегодня мы конструктивно обсудим подходы по гармонизации белорусского законодательства с положениями Европейской хартии местного самоуправления, вопросы создания Национальной ассоциации местных органов самоуправления (в том числе разработку дорожной карты), включая те из них, которые целесообразно рассмотреть на планируемой в Минске в апреле 2019 года конференции по созданию Национальной ассоциации местных органов самоуправления", - сказал председатель Совета Республики.

Он обратил внимание, что работа ведется не с чистого листа. В законе о местном управлении и самоуправлении еще в 2010 году законодательно закреплены базовые принципы Европейской хартии местного самоуправления. "Пока Беларусь не присоединилась к хартии, но надо идти дальше. И мы этим занимаемся.

Совершенствуется законодательство, активизировалась работа Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики в регионах страны. Но, если смотреть объективно, у нас еще много нерешенных задач. Мы их видим и над ними работаем", - отметил Михаил Мясникович.

Создание ассоциаций местных Советов депутатов в областях - это перспективное направление деятельности по развитию местного самоуправления. Свидетельство тому - опыт работы Гродненской и Могилевской областных ассоциаций местных Советов депутатов.

Рекомендации зарубежных коллег Беларусь постарается использовать с учетом национальных интересов. "Учитывая значительный экспертный потенциал Совета Европы, Беларусь заинтересована в получении информации о лучших практиках стран - членов Совета Европы в этой сфере общественной деятельности. Одновременно мы готовы поделиться и своими наработками", - сказал руководитель верхней палаты парламента.

6 декабря, Санкт-Петербург /Михаил Матиевский - БЕЛТА/. Работа по устранению барьеров, изъятий и ограничений на рынке ЕАЭС идет непозволительно медленно. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил сегодня на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге, передает корреспондент БЕЛТА.

Выступая на саммите, глава государства отметил, что существует несколько важных вопросов, которые до сих пор остаются нерешенными в ЕАЭС. Александр Лукашенко остановился на каждом из них и представил позицию белорусской стороны по их разрешению.

"Я вынужден об этом говорить, но буду говорить не с точки зрения стенания и рыдания, а с точки зрения того, что мы договорились, но не сделали. И с точки зрения того, что наш союз (к счастью, я был у истоков его создания) образовывался на определенных свободах передвижения рабочей силы, капиталов, услуг, товаров. И самое главное, о чем мы договаривались, создавая нашу единую экономику, что все субъекты хозяйствования и наши люди будут иметь равные условия. Если таких равных условий нет, то нет и союза", - отметил белорусский лидер.

Устранение барьеров и изъятий на рынке ЕАЭС

Президент констатировал, что в начале 2018 года Россия в качестве председателя в органах ЕАЭС продолжила работу по устранению барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих формированию общего рынка ЕАЭС. "Это действительно одна из самых острых проблем нашего союза, которая еще несколько лет назад была обозначена белорусской стороной. Однако данный вопрос решается непозволительно медленно. Более того, на смену устраняемым барьерам возводятся новые. И это стало практикой", - обратил внимание глава государства.

Александр Лукашенко считает, что это совершенно недопустимая ситуация, нарушающая достигнутые договоренности. "Как показала практика, важно не только устранять преграды, но и параллельно создавать условия, исключающие возможность их повторного возникновения. В этой связи предлагаю предоставить нашей Евразийской экономической комиссии полномочия принимать решения в случае повторного введения каким-либо государством-участником ограничений или же продления уже действующих", - сказал он.

По мнению белорусской стороны, это не затронет национальные интересы государств, при этом позволит исключить протекционизм, который наносит серьезный ущерб интеграционным процессам. "Все сидящие за этим столом на мировой протекционизм в торговле отреагировали, обозвав его грубо - экономические войны. Так зачем у себя создаем их? - спросил Президент. - Следует также повысить ответственность представителей исполнительной власти наших стран за принятие решений, идущих вразрез с принципами, закрепленными в нашем договоре о союзе".

Формирование общих рынков

Беларусь выступает за обеспечение всеобъемлющего и безусловного выполнения всеми государствами ЕАЭС союзных норм и взятых на себя обязательств. Александр Лукашенко напомнил, что стороны договорились к 2025 году создать общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов.

"Мы обязаны выполнить все в намеченные сроки и обеспечить работу союза в условиях стабильной и справедливой топливно-сырьевой политики, - заявил глава государства. - В союзнических отношениях нет интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов. Есть целостная система - Евразийский экономический союз. И под этим мы концептуально и конкретно подписались".

Президент высказал солидарность с мнением российской стороны о важности развития новых сфер сотрудничества, в том числе атомной энергетики и возобновляемых энергоисточников. Однако, заметил он, отсутствие согласия по принципам формирования основного нефтегазового рынка не позволяет ЕАЭС прогрессировать более быстрыми темпами, считает белорусский лидер. Решение этого ключевого вопроса позволит странам приступить к освоению и других направлений.

Цифровизация экономики в странах ЕАЭС

Эта тема предметно обсуждалась главами государств на встрече в узком формате. Перед странами стоят амбициозные задачи по переходу на современные технологии и модели производства. "От того, насколько слаженно мы сможем объединять потенциал наших государств через цифровые решения, будет зависеть эффективность интеграции и в целом будущее союза, - сказал Александр Лукашенко. - Беларусь готова к полноценному участию в реализации проектных инициатив цифровой повестки ЕАЭС".

В первую очередь речь идет о цифровой торговле и кооперации, электронной логистике, формировании цифровых транспортных коридоров, развитии точных технологий в сельском хозяйстве и промышленности.

"Мы в Беларуси занимаемся цифровизацией очень давно. Исходя из нашего опыта, должен сказать: сейчас модно говорить о цифровизации, развитии IT-технологий. Это очень важное направление, это значительно активизирует производство, сокращает себестоимость. Но это, наверное, 20-25% сегодняшнего дня. И, наверное, долго так будет. А 70-75% - это та традиционная экономика, которая нас сегодня кормит. Поэтому не надо забывать и об этом", - добавил глава государства.

Развитие космических и геоинформационных услуг

В повестку дня нынешнего саммита ЕАЭС также был внесен вопрос о развитии кооперации в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли.

"Реализация этой инициативы с учетом ее высокого мультипликативного эффекта на развитие смежных отраслей и секторов придаст мощный импульс нашему инновационному и промышленному сотрудничеству", - убежден Президент.

Говоря о перспективах дальнейшего развития ЕАЭС, Александр Лукашенко отметил, что евразийское строительство должно охватывать все новые сферы сотрудничества.

"В этой связи особенно важно, чтобы через год, а это будет пять лет со дня подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, мы смогли увидеть конкретные и осязаемые результаты нашей работы. Ни у кого не должно возникать сомнений в том, что ЕАЭС - это эффективный совместный проект, нацеленный на повышение уровня экономического благосостояния всех государств-членов", - резюмировал белорусский лидер.-0-

5 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. С 1 января 2019 года изменяется размер месячной минимальной заработной платы, он устанавливается в размере Br330. Такое решение принято постановлением Совета Министров от 5 декабря 2018 года №870, сообщили БЕЛТА в Министерстве труда и социальной защиты.

С 1 января 2018 года размер МЗП составлял Br305.

Документ принят в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы".

Размер часовой минимальной заработной платы определяется нанимателем путем деления размера месячной МЗП на соотношение расчетной нормы рабочего времени календарного года (установленной для соответствующих категорий работников нанимателем) и количества месяцев календарного года.

Наниматель обязан применять минимальную заработную плату (месячную и часовую) в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при должном выполнении обязанностей работником. При этом МЗП применяется с учетом отработанного рабочего времени.

Коллективным договором (соглашением) может быть установлен иной размер месячной минимальной заработной платы, но не ниже установленного правительством.

Увеличение МЗП способствует усилению социальной защищенности низкооплачиваемых категорий работников всех организаций отраслей экономики независимо от формы собственности. В Минтруда и соцзащиты отметили, что МЗП является государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда, обеспечивающим соцзащиту работников в сфере трудовых отношений.-0-

[caption id="attachment_116535" align="aligncenter" width="643"] Во время интервью[/caption]

29 ноября 2018 г.

Брилев С.Б.: Здравствуйте, Александр Григорьевич! Спасибо за приглашение. Я здесь у вас был в последний раз в памятную ночь минских переговоров. Тогда было не до того, чтобы оглядеться.

Лукашенко А.Г.: Помню.

Брилев С.Б.: А вообще красота-то какая! Мне вот особенно этот орнамент белорусский понравился. Обжит уже Дворец. Все большей жизнью наполняется, да?

Лукашенко А.Г.: Да. Уже международную историю имеет.

Брилев С.Б.: Хотя, сколько ему… года четыре всего…

Лукашенко А.Г.: Где-то около четырех лет.

Брилев С.Б.: Ну, скоро всего лишь пять лет Евразийскому союзу. И это, безусловно, повод для сегодняшней встречи. Но начать я хотел бы с самой республики. Мы уже успели довольно много поездить и еще поездим. Поедем на МАЗ, в центр высоких технологий. Уже побывали в Институте микробиологии, где - не знаю, в курсе вы или нет, - человеческий ген вставили в козла... В общем, совершенно… наука XXII века. Мы, телевизионщики, естественно, падки до картинки. На ваш взгляд, что сейчас прежде всего является драйвером для белорусской экономики?

Лукашенко А.Г.: Отвечая на ваш вопрос (я часто слышу от журналистов подобные вопросы, да и вы, когда интервью берете у своих собеседников), обычно перечисляют какие-то сферы прорывные. Очень важно и модно сегодня говорить о драйвере любой экономики.

Брилев С.Б.: Слово-то какое - драйвер.

Лукашенко А.Г.: Понимаете, не направление, не основа для развития, не какие-то там новые направления. Драйвер. Ну, понятно, мы уже к этому привыкли. И все называют: цифровизация, искусственный интеллект, IT-технологии. Знаете, нам это тоже очень знакомо. Вы если поедете в IT-центр - Парк высоких технологий, убедитесь, что для нас это очень хорошо знакомо. И если уж откровенно говорить, то это один из таких модных драйверов, который в этом году принесет нам только по экспорту около полутора миллиардов долларов. Это приличная сумма для нас.

Но драйвер этот открылся не вчера, когда модно стало говорить о цифровизации и так далее. Этот драйвер берет свое начало 10-13 лет тому назад.

Брилев С.Б.: Выстрелила сейчас тогдашняя инвестиция?

Лукашенко А.Г.: Она постепенно развивалась - эта сфера. Мы еще тогда обнаружили, что это - будущее, и мною был издан указ, и мы создали этот IT-парк. Еще и потому, что (не надо это забывать) с тех советских времен мы сохранили школу.

Брилев С.Б.: Я чувствую, вы подбираетесь к какому-то "но". То есть "мы построили", "мы запустили", слово модное "драйвер", но… в основе...

Лукашенко А.Г.: Да, и в основе лежал тот человеческий, как модно сейчас говорить, капитал, который уходит корнями в те наши общие времена. У нас и образование было солидное - радиотехника, математика, лазеры. Прежде всего в оборонке. Это же наше - белорусское, мы тогда на этом специализировались. Ракетостроение - Украина. Россия - вы знаете, на чем она специализировалась, она развивает эти отрасли. Мы это сохранили, и оттуда мы вырастаем.

Я сейчас скажу о драйверах, чтобы мы не очень увлекались этим модным, - на чем мы основываем эти драйверы. Я особенно обращаю внимание и правительства, и специалистов на это. У каждого государства есть устоявшиеся базовые школы. Что в России, в Китае, Америке, у нас. В Америке, понятно, - они могут деньги бросить на любые исследования, выкупить специалистов и там быстро развить новейшее направление. Вот, недавно прозвучало: ионный двигатель изобрели на основе воздуха - не шумит, не гремит, и уже запустили на несколько секунд летательный аппарат. Собрали людей, деньги огромные вкинули. То, на что не можем рассчитывать мы.

Поэтому для нас драйвер - это не взять сломать якобы неэффективное и что-то создавать с нуля (хотя и с нуля что-то надо было создавать), а использовать старую школу. Потому что там остались еще те специалисты, которые десятилетиями себя создавали и нарабатывали эти школы. И если говорим об инвестициях - влить эти инвестиции в эти школы и сделать резкое движение вперед. И половину себе, половину на экспорт. Вот наш драйвер - экспорт. Это очень важно. Нет валюты - нет развития, нет страны и так далее. Поэтому нам приходится половину всего, что производим, продавать.

Да, это трудно. Тем более, вы понимаете, что мы зависели в основном от одного рынка - российского. А он всегда был нестабилен. Вот сколько я работаю, со времен Ельцина, всегда разные были какие-то проблемы. И у нас, и в России, и так далее. Поэтому нам надо было диверсифицироваться. Сейчас мы работаем по соотношению треть/треть/треть.

Брилев С.Б.: То есть?

Лукашенко А.Г.: Треть - Евросоюз по экспорту, треть - Российская Федерация, а треть - остальные рынки. Это для нас здорово. Но половину мы экспортируем.

Поэтому наш драйвер - новое - я вам привел IT-технологии; новое, основанное на элементах старого, и развитие старых школ. Вот часто вы слышите - МАЗ, БелАЗ, МТЗ. Представьте, если бы мы, как это когда-то было: а, это не конкурентоспособное…

Брилев С.Б.: К сожалению, я это представляю. Потому что это много где в бывшем Советском Союзе произошло, а вы эту собственность, действительно, удержали.

Лукашенко А.Г.: Совершенно верно. Закрыли, разрушили, начали что-то новое создавать. А на новое много денег надо, специалисты нужны. А мы, это сохранив, реанимировали и вкладывали средства в эти школы. И мы получили колоссальный эффект. Вот он и драйвер - новая, старая школа, экспорт, половину потребляем у себя. Никакой мудрости.

Брилев С.Б.: Удержать то, что было, тоже дорого стоит.

Евразийский экономический союз. Собственно, мы с вами встречаемся после того, как вы приняли здесь всех премьер-министров в Минске, а сами собираетесь на саммит в Санкт-Петербурге. Вот ему 5 лет. Он работает. И на бытовом уровне, когда люди идут через отдельный таможенный коридор, пересекая границу, и на уровне того, что с кем из бизнесменов ни поговоришь (кстати, особенно здесь - в Беларуси), все в курсе, что это такое, все хотят. Что бы нам довести до ума, на ваш взгляд? В чем белорусский подход в повестке Евразийского союза?

Лукашенко А.Г.: Знаете, Сергей Борисович, чтобы довести до ума (тоже я ничего нового вам не скажу, но, наверное, оригинальным будет мой ответ), нам надо мозги свои поправить.Все в головах. Знаем, куда идти, как идти. Опыт уже есть. Все-таки пусть не десятилетие, но скоро пять лет Евразийскому союзу.

Брилев С.Б.: А таможенный союз с 2010 года. Так что уже 8 лет.

Лукашенко А.Г.: Есть уже опыт. Мы, как слепые котята, тыкались иногда в стенку. И поняли, что туда нельзя, сюда нельзя. Глаза раскрыли. Понимаем, что делать. Пример есть - разные союзы, в том числе Европейский союз. Мы понимаем, что надо делать, а что нельзя, чтобы к Брекситу не прийти. И так далее. Все умеем, но не все делаем. Это же мозги. Люди хотят этого и в России, и в Беларуси…

Брилев С.Б.: Это, минимум, удобно.

Лукашенко А.Г.: Конечно. Начиная от этих контрольно-пропускных пунктов. Помните: проверка (даже в Беларуси, в России) - кованым сапогом пограничник дверь открыл - покажи паспорт. Проверяли все. Сейчас свободно передвигаемся. Вы прилетели сюда, как домой. Мы в Россию прилетаем свободно, и в Казахстан, и так далее. Это удобно на бытовом уровне, но и очень удобно для юридических лиц. Торговать и так далее. И здесь у нас проблема. Искусственно созданная. Вы знаете, мы сами создаем проблемы: создаются барьеры в торговле, а ведь мы договаривались о свободном движении капитала, рабочей силы, товаров, услуг и так далее. И везде - я Дмитрию Анатольевичу (Медведеву) с таким намеком говорил - сквозит национальный эгоизм в торговле.

Брилев С.Б.: Он всем свойственен, так или иначе.

Лукашенко А.Г.: Но мы знаем, что этого быть не должно. И упирается в следующую проблему: договорились - договорились, значит, железно надо выполнять. У нас этого пока еще не хватает.

Брилев С.Б.: Чтобы дружба была крепче, договор должен быть жестче.

Лукашенко А.Г.: Да, какой бы он ни был. Даже где-то ошиблись и прочее… Ну да, надо работать над исправлением ошибок, но договор надо выполнять.

Брилев С.Б.: Ну, национальный эгоизм, наверное, есть у всех, потому что если посмотреть на Евразийский союз с белорусской колокольни, то, конечно же, опять же выгоднее позиционировать Беларусь как страну-транзитера, чем считать по отдельно взятому импорту отдельно взятой Беларуси в плане распределения этих самых ввозных квот. Потому что внешняя граница - с ЕС, через которую заходят товары в весь Евразийский союз. Я понимаю, что денег Беларуси хочется получить больше, поэтому выгоднее стать страной-транзитером. Но есть и интересы других государств.

Лукашенко А.Г.: Вы сказали по пошлинам. Ведь когда этот спор зашел, мы тогда видели, что не в пользу Беларуси, да и России в какой-то степени, хотя она получает в силу…

Брилев С.Б.: Да, 85%, исходя из размеров экономики.

Лукашенко А.Г.: Но Беларусь больше всего оказалась здесь обиженной, так сказать. И мы тогда - это было два года назад - согласились. Мы видели, что мы там теряем около $200 млн или $150 млн. Но это тоже деньги для страны. Не ахти какие, но деньги. Мы согласились: хорошо, давайте поработаем по этой несправедливой, с нашей точки зрения, методике и посмотрим на опыте, что будет через два года. Сегодня все с этим согласны, что надо корректировать.

Мы вообще предлагаем по истечении 3 лет, потому что ситуация меняется (вы говорите о транзитерах и прочее). Вот прошло три года, методика, исходя из опыта работы есть, - давайте посмотрим. Три года - будем видеть, что у нас получается по этой же методике. Два года прошло - мы посмотрели - да, мы недополучаем определенную сумму. Мы понимаем, за счет кого. Тоже там немного Россия недополучает этих средств. Поэтому мы и говорим, что давайте, как тогда договаривались. Мы тогда договаривались, что через два года возвращаемся и смотрим, что по факту.

Брилев С.Б.: Вы в Петербург с этим сейчас полетите?

Лукашенко А.Г.: Нет, это одна из проблем. Я полечу в Петербург для того, чтобы традиционно встретиться в преддверии Нового года с главами государств и обсудить при всем прочем животрепещущие вопросы. Если говорить о нашем сотрудничестве с Россией в рамках Союзного государства и ЕврАзЭС, у меня одна проблема - мы договаривались о свободном движении рабочей силы, капиталов, услуг, товаров и так далее (без этого не может быть Евразийского экономического и даже таможенного союза). Почему его сегодня нет? Мы договаривались о равных условиях хозяйствования для всех субъектов. Мы договаривались о единых рынках - разных - в том числе энергоресурсов. Все почему-то говорят: вот, Лукашенко, он все про эти газ, нефть и так далее. Слушайте, ну для нас это важно, чтобы мы со смоленским, московским, питерским предприятиями работали в равных условиях. Тогда создается конкурентоспособность нормальная.

Договаривались. Поэтому мы и в этом союзе. По разным причинам - что это наше отечество вчерашнее, что мы на одном языке разговариваем, что наши люди свободно перемещаются, на предприятиях будут работать таких же, с такими условиями, как в России и так далее. Целый комплекс договоров был. Мы поэтому в этот союз и пришли. Мы шли на компромисс. Россия, Казахстан, другие республики - они шли на компромисс, что-то приобретая, что-то теряя. Но мы об этом договаривались. И если это не решается… Что такое, если предприятие в Казахстане или в России работает в лучших условиях, чем наши. Это значит, на наших предприятиях со временем можно поставить крест. Или мы, чтобы понизить себестоимость за счет, допустим, цены на газ… Вы по $40 получаете, а наши, скажем, по $200. Разница огромная.

Брилев С.Б.: Конечно, есть.

Лукашенко А.Г.: Мы тогда должны по другим затратам. Особенно у нас и зарплата тогда у людей не получается такая, как в России. То есть разные получаются условия. Я с этим еду, прежде всего.

Брилев С.Б.: Но и время есть. Потому что в принципе там 2022-2024 годы определены как сроки выхода на по-настоящему общий рынок.

Лукашенко А.Г.: Но кое-где мы договорились, что в рамках союза Беларуси и России в 2019 году мы должны положить документы на стол.

Брилев С.Б.: Вот он наступает.

Лукашенко А.Г.: Я там не требую чего-то. Ну, не согласится Россия (в основном это Россия), может быть, у Казахстана есть какие-то вопросы. У них экономики разные. У нас с Казахстаном и Россией разные экономики. У нас вы знаете структуру, знаете российскую, казахскую и так далее. Поэтому у каждого там свой интерес. Но этот интерес сопрягается. И знаете, что очень важно, о чем мы говорили с премьерами, - сейчас вообще странная и страшная ситуация в мире в плане торговли. Говорят о торговых войнах, и это уже действительно так.

Брилев С.Б.: Мир пошел как будто в обратную сторону.

Лукашенко А.Г.: Да, совершенно верно. И вы знаете, это плохо. Но для нас не было бы счастья, да несчастье помогло. Уникальный шанс! Россию там давят со всех сторон. Я смотрю, как вы там отбиваетесь. Про эти санкции уже болтовня идет везде. Слушайте, успокойтесь. Мы - небольшая страна - под санкциями были десять лет. Вертелись, как ужи на сковородке. Выжили! И вы говорите, что мы еще живем и более-менее шевелимся здесь. Пускай небогатые, но люди живут - довольные и так далее и тому подобное.

А если бы мы вместе сейчас, объединившись… Понимаете - шанс для наших экономик в рамках ЕврАзЭС. Счастье, что мы создали ЕврАзЭС. Давайте осуществим здесь прорыв и покажем тем, кто мечтает о санкциях и накладывает их на Россию и, считайте, на нас. Мы еще тоже не вышли полностью из-под этих санкций. Мы им покажем, что мы можем существовать и в условиях вот этих сложных, и в условиях санкций.

И не надо рыдать и плакаться, что мы под санкциями. Невозможно огромную такую территорию с таким населением под 200 млн, с таким сопряжением экономик, предприятий куда-то опустить под какие-то санкции. Невозможно. Тем более самая крупная завтра экономика мира - Китай. Мы с ним в блестящих отношениях. Но только ни под кого не надо ложиться. Мы - гордые советские люди из того периода, мы не это терпели. Кругом были железные занавесы. И жили, и миру диктовали условия. Нам не надо никакого диктата. Нам надо в этой ситуации не просто выжить - выстоять. Выжить мы выживем. Но время не то, чтобы выживать. Мы выстоять должны. И каждый год работать так, чтобы рейтинг наш не падал (власти, не только руководителей), а поднимался за счет того, что нас люди будут уважать. А они будут уважать, если каждый день будут видеть какой-то прогресс. Или хотя бы завтра мы их убедим, что будет этот прогресс. То есть для нас шанс - для ЕврАзЭС. И этот шанс надо использовать, надо все задействовать.

Да, Сергей Борисович, это будет непросто. Потому что мы стали ареной вот этих "кровопролитных войн". Нас пытаются растащить. В Центральной Азии свои интересы. Я знаю, о чем говорю. Украина - вы видите, что происходит. И до Беларуси добрались. Вы вот на своих каналах, и мы уже показывали… Нас уже чуть ли не в НАТО готовы взять, только, конечно, чтобы власть поменялась, демократии побольше, еще чего-то. Раньше об этом не говорили.

Идет борьба, и при этом одно из направлений - наклоняют Россию, пытаются опустить. Это тоже борьба за Россию. Это будет непросто, поэтому нам надо мозги собрать в кучу, поставить цель и идти к этой цели. И мы это можем сделать. И вы знаете, до того 2024 или 2025 годов, о которых вы сказали, мы уже забудем все эти проблемы, если мы это будем делать.

Брилев С.Б.: Ну и монолог! Хоть камеру останавливай! Но я все-таки позанудничаю, потому что еще есть пара дополнительных вопросов.

Александр Григорьевич, вы упомянули сейчас Евразийский и Европейский союз. А я вчера смотрел, как парень здесь в Минске драники делает - профессиональный повар. Я ему под руку спрашиваю: "А где обучился?" Он говорит: "Сам". Я говорю: "А когда смотрите за профессиональными шефами на кухне, то больше смотрите на то, что они умеют, или больше изучаете их опыт на предмет того, чтобы не повторять ошибок?" Он говорит: "Больше, чтобы не повторять ошибок".

Вы сами Брексит сейчас упомянули. Где Европейский союз, на ваш взгляд, совершил те ошибки, которые к этому привели, и какие ошибки действительно ни в коем случае нельзя повторять Евразийскому союзу? Создание общей валюты непродуманной, слишком большая централизация наднациональных органов (хотя без них не обойтись)?.. Что вас смущает?

Лукашенко А.Г.: Вы знаете, это вопрос серьезный и сложный. Я не очень погружался в причины. Я больше говорил о последствиях, о своем отношении к разрушению Европейского союза. Я больше на это реагировал и здесь - на Мюнхенской конференции - об этом говорил. Если говорить о причинах, здесь вы правильно назвали эти причины. Но нет ничего плохого в том, что Евросоюз был как Евросоюз. Нет ничего плохого, что они начали осваивать, внедрять единую валюту. В этом нет ничего плохого. Только все эти процессы для Евросоюза были новы. И естественно, все мои коллеги и руководители правительств должны понимать, что на этом новом пути неизбежны какие-то ошибки. Надо набраться терпения и преодолевать эти ошибки, что не было сделано. И там же демократия великая. Идет борьба политических разных сил. Добавились проблемы, к примеру беженцы, ошибки, связанные с вторжением НАТО в определенные государства. Расшевелили, и некоторые члены Евросоюза подключились к этому. То есть наделали очень много ошибок. Появилась почва для национализма в разных странах. И вот у тех политических сил, которых раньше вообще не замечали ни в Германии, ни в Великобритании отчасти, появилась на фоне этих ошибок почва для того, чтобы проталкивать свои идеи. А проблемы были и увеличились отчасти - в плане этих тоже ошибок в государствах. И национализм стал превалировать во многих государствах. И они взяли курс на якобы какую-то независимость, на разрушение Европейского союза.

Брилев С.Б.: Потрясающе! 2018 год. Мы сидим с Лукашенко в Минске, и Президент Беларуси, которого в свое время записывали в диктаторы, говорит о подъеме волны национализма в Европейском союзе.

Лукашенко А.Г.: Молодец, что ты это заметил.

Брилев С.Б.: Мир просто меняется так, что…

Лукашенко А.Г.: Когда я на Мюнхенской конференции сказал, что категорически против распада Европейского союза, некоторые даже подскочили: "Как так?! Они же санкции ввели против Беларуси, против Лукашенко, он был невъездной. Последний диктатор Европы, и он об этом говорит?!" Здесь нет никакого противоречия. Я всегда был за многополярный мир, за что платил всегда. Меня долбали американцы за это, потому что многополярность никому не нужна была. Китайцы - за многополярный мир, россияне за это выступают, Евразийский союз, конечно.

И в этом многополярном мире, вы это хорошо знаете как международник, США, Евросоюз, Китай, отчасти Индия, Россия - это опоры. И наши союзы, и Евразийский союз. Он еще может стать такой мощной опорой. И если мы выдернем из-под планеты одну из основных опор - Евросоюз, зашатается вся планета. Мы уже видим эти проблемы. Поэтому я с этой точки зрения против разрушения Европейского союза. Каким бы он ни был, плохим или хорошим, но это опора той системы, которая существует в мире, и основа многополярного мира. Поэтому я категорически против. Развалится Европейский союз - может быть, России будет проще разговаривать с отдельными государствами, Америке - с отдельными государствами, проводить там какую-то энергетическую политику.

Но надо понимать, что появятся побочные эффекты распада Евросоюза. И экономка может рухнуть, а это той же России и Америке не нужно. Это последствия. Поэтому, если глубоко осмысливать эту тему, вы знаете, без пропаганды и политики, без намеков, что там Лукашенко повернулся на Запад, помните, что я понимаю, что Беларусь с Лукашенко на Западе абсолютно не нужна. Здесь должна быть другая власть, чтобы с распростертыми объятиями меня встречали на Западе.

Но мы хотим с ними сотрудничать. Так же, как и Россия, как и Китай. Почему? Потому что высочайшие технологии. Это наши соседи, с которыми мы работаем, торгуем. Неважно, нефтепродуктами или еще чем-то. Мы же перерабатываем здесь. И мы хотим сотрудничать с Соединенными Штатами Америки. Потому что премиальный рынок. Что мы там ни продаем, это всегда дороже - металлопродукцию, "Белкалий" продает там, даже технику - тракторы - начали поставлять туда свои. С удовольствием покупают. Еще помнят наши МТЗ-50. Представляете, они еще где-то у фермеров работают. Им нравится цена - качество. Поэтому мы хотим с ними сотрудничать. Но это не значит, что мы от кого-то куда-то отвернулись. Знаете, что касается меня, наверное, ушло то время, когда я мог куда-то отворачиваться.

Брилев С.Б.: Очень интересно. Александр Григорьевич, последнее из таких очень конкретных вещей: Беларусь идет где-то впереди остального Евразийского союза в плане блокчейна, криптовалют. Я даже сейчас не про это. Это ваше национальное законодательство. Хотя по-своему это открывает очень интересную перспективу. Все-таки давайте вернемся к теме IT, информационных технологий, - нового, что есть в экономической повестке. Потому что белорусское молоко, российский газ - это история известная. Наверное, она не без шероховатостей, ну да это уже есть. А что вы видите в плане действительно совместных евразийских проектов в этом новом - электроника, информационные технологии… реально технологии XXI века?

Лукашенко А.Г.: Я не великий специалист в этом, хотя, может быть, больше своих коллег занимался. Не только постсоветского пространства, но и Европы тоже. Приведу вам пример. Часто я его привожу. Когда мы создали Парк высоких технологий, к нам приехали американские компании. Мы работали на подряде, на субподряде, где-то что-то создавали. К белорусам едут - дешево, сердито. И мы для этих компаний определенные продукты создавали. Сейчас мы начали создавать в целом продукт. Вот как трактор - здесь создали и продали. Для трактора мы еще в России покупаем половину, а здесь с нуля все создаем. И мы хотим не только часть какую-то этого продукта создавать, допустим, для "Майкрософт". Мы хотим продавать целым, создав продукт. Он гораздо дороже. И эффект мы уже видим какой.

Они приехали к нам еще тогда и попросили встречи. Я с ними встречался. Наверное, руководители 10-12 компаний, в том числе американских. И вот мне один американец, который долго работает уже в IT-сфере, говорит: "Вы знаете, как о вас говорят в мире"? Я думаю: "Ну, сейчас опять гадость какую-нибудь скажет". Он говорит: "Знаете, если хочешь что-то сделать в этой айтишной сфере, то поезжай в Америку, если ты хочешь сделать что-то сложное - поезжай в Индию, но, если ты хочешь создать что-то и сделать невозможное, - поезжай в Беларусь". Слушайте, я никогда не был так поражен за свои годы президентства, как после этих слов. Говорит: "Это у нас в Америке так говорят, поэтому мы к вам приехали, чтобы сделать некоторые вещи, которые мы не можем, - невозможные". Я тогда, за это ухватившись, думаю: "Ну, раз мы что-то можем, чего-то стоим, надо помогать этим айтишникам".

И мы потихоньку шли к этим блокчейнам, криптовалютам, дошли до них. И остановились. Сложно. И когда пришли к этой теме, я пригласил айтишников: они все плачутся там, в СМИ, вплоть до оппозиционных, - что-то им не хватает. Я собрал их и спрашиваю: ну, вы же умные все, чего вы плачете, с чем вы пришли? Смотрят на меня. Вот я вам, говорю, даю полгода срок, напишите все, что вы хотите, что вам сегодня мешает работать в Беларуси. Да, мы продвинутые и прочее. Время прошло, во что-то уперлись, что-то мешает. Ну, скажите. Я не настолько продвинут. Я-то, говорю, и к компьютеру не подхожу, есть у меня кому работать с этим компьютером.

Ладно, согласны. Вот они мне там блокчейн, криптовалюты и прочее. Принесите мне проекты законов, указов и так далее, и подключил экономическую часть правительства. Занялись. Через полгода приносят. Они пришли и принесли все то, что им нужно, и все то, что нужно убрать, что мешает. Полная свобода. Ну, я говорю, и отвечать за это будете. И им сказал, за что отвечать. Налогов там, конечно, почти нет, кроме небольшого подоходного налога, но все деньги заработанные должны вернуться в страну. Все до копейки возвращают. А потом тратьте, как хотите. Импортное покупайте (запретов никаких нет), жилье себе стройте. Я вам буду тоже помогать - и жилье, и лаборатории, и аудитории, и базы какие-то, где наша ответственность.

И пришли к тому, что они сегодня финансируют образование из своих денег. Они видят, что завтра у них людей не хватит - продвинутых молодых людей. Хорошо (это был очередной приход), распишите, 55 вузов у нас государственных (в частные не хотят). Я им: "Вы что, вы же частники!" - "Не-не-не, нам в государственные". Говорю, ладно, расписывайте. Они принесли мне список всех вузов, технических, радиотехнических, даже педвузов, и написали: 2 тыс., 1 тыс., 500, 300 человек - расписали, где сколько можно подготовить. Несколько месяцев работали. Потом сказали: "Мы на это даем деньги, свои личные из кармана даем деньги, чтобы подготовить. Более того, мы еще пойдем туда лекции читать". Счастье, чего мне быть против. И я принял их предложения и только спрашиваю, что еще надо. Я иду и им помогаю.

Брилев С.Б.: Очевидно, следующий шаг - унификация этого дела и в рамках Евразийского союза.

Лукашенко А.Г.: Об этом мы не просто говорим. Вот в Минске это был первый вопрос - цифровизация. Не надо забывать об остальной экономике, конечно. Цифровизация должна сегодня проникнуть и в реальный сектор, и в другие сектора экономики - образование, медицину, здравоохранение - везде. И у нас в Беларуси уже это есть. В некоторых странах отдельные направления еще более развиты. Мы поставили этот вопрос во главу угла сегодня, и мы продвигаем это. Более того, из Казахстана ученые и прочие люди, практики, приезжают: нам надо показать это, это, это. Мы им показываем, рассказываем. В Узбекистан, другие центральноазиатские республики мы даже специалистов посылаем, чтобы создавать эти отдельные сектора. Но надо понимать, что особо не рванешь, когда нет базы, особенно образования. Это Россия в этом отношении продвинута, Беларусь, Украина. Будет проще. Но я очень рад - недавно меня мой друг и коллега Владимир Путин упрекнул: "А что там "Сколково", еще зоны есть, а наши ребята к вам едут". Я говорю: "Конкуренция, у кого условия лучше, к тому и едут". Поэтому мы приветствуем, если россияне приезжают к нам и здесь работают. Этому не надо препятствовать. Они работают и в Москве, и в Минске.

Брилев С.Б.: Тем более что и Москва, и Минск в Евразийском союзе.

Лукашенко А.Г.: Совершенно верно. Даже если не Евразийский союз. У нас вообще-то есть и более продвинутая форма - Союзное государство мы пытаемся как-то выстроить. Поэтому это тоже то связующее и скрепляющее - то, что потом не разорвешь. Это уже не разговоры. Если бизнес, производства и прочее будут связаны, мы уже - политики - не сможем их разорвать. Разорвем только себе в ущерб.

Брилев С.Б.: Спасибо, Александр Григорьевич! Хорошей поездки в Петербург!

Лукашенко А.Г.: Спасибо!