Эти слова из песни сегодня актуальны как никогда. Днем, и особенно ночью, наши дворы превращаются в стихийную автостоянку. И если раньше, лет пять-шесть назад, это явление было проблемой только крупных городов, то уже сейчас она прижилась и в провинции. «Железные кони» заполонили практически все пространство, начиная от детских, спортивных площадок, и заканчивая газонами. Причем многим автолюбителям не вызывают помех бордюры, различные заграждения, а некоторые и сами не прочь огородить место для своего авто, помечая его надписью большими буквами -  «Не занимать!»

Наш Рогачев далеко не исключение. С каждым годом машин в городе становится все больше, соответственно во дворах многоэтажек все меньше места для них.  Утром практически все разъезжаются на работу, а вот уже к вечеру личные авто снова становятся на территории дворов, причем, где попало. Взять, к примеру, микрорайоны завода «Диапроектор». Уже в 18.00 придомовые территории многоэтажек забиты автомобилями под завязку. Самые предприимчивые автовладельцы столбят место для своего автомобиля – по принципу «кто не успел, тот опоздал».  А если опоздал, припарковаться уже будет негде. Но эти опоздавшие не теряются, а занимают места рядом с песочницами, качелями, возле беседок, детских горок и на спортивных площадках, заезжают на клумбы. В выходные дни большинство машин остается на своих местах. Не лучшая ситуация и в центре города.

Кстати, хотелось бы отметить, что во многих дворах помимо жильцов домов, имеющих личное авто, паркуют своих «железных коней» и автовладельцы из соседних кварталов, причем, могут даже поругаться за то, что якобы их место в этом дворе заняли.

Вырисовывается такая картина, дворовые территории и подъездные пути загружены транспортом, а это, конечно же, создает неудобства жильцам домов и вызывает их нарекания. Кроме того, такая загруженность особенно мешает машинам «скорой помощи», спасателям и пожарным. Сколько было случаев, когда  из­-за припаркованных во дворах автомобилей эти службы не могли подъехать к месту происшествия.

Зимой перегруженность дворов создает большие проблемы коммунальным службам, особенно в снежные периоды – спецмашины просто-напросто не могут расчистить дворы от снега, что создает препятствие жильцам домов и самим же водителям.

В Правилах благоустройства территории города оговаривается запрет на стоянку «железных коней» в зеленых зонах дворовых территорий, на детских площадках, пешеходных дорожках, газонах, цветниках, бельевых и контейнерных площадках. Кто же должен контролировать соблюдение этих правил в плане парковки авто? Как выяснилось, всё, что касается несанкционированных парковок автомобилей на территории города, это совместная работа коммунальных служб и сотрудников Госавтоинспекции.

Водителей, нарушающих Правила благоустройства территории города, можно привлечь к ответственности по части 1 статьи 18.22 «Нарушение правил остановки стоянки» Кодекса об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение штрафа.

И тут возникает проблема, связанная с платными стоянками. Одна единственная стоянка в городе, открытая благодаря усилиям КЖЭУП «Рогачев», находится в районе завода «Диапроектор».  Рассчитана она на 90 парковочных мест. Только вот до предела никогда не заполняется. Причины самые разные: кого-то смущает отсутствие кровли, многие страхуют свои авто от повреждений и угонов (Каско), кому-то просто лень ходить за машиной, кто-то с финансовой точки зрения на этом  экономит  и другие.

В центре же города стоянки вообще нет. Но, согласитесь, что, к примеру, от улицы Октябрьской до завода «Диапроектор» путь неблизкий. Сходи-ка утром за машиной, а ведь в этих районах также большое скопление личных автомобилей. О том, что в центре нужна стоянка, говорили неоднократно. Конечно, в отличие от прибордюрного асфальта под окнами дома, за эти места придется платить, но, по крайней мере, у автовладельцев будет выбор: ставить машину на охраняемую платную стоянку либо платить штрафы Госавтоинспекции или дать возможность залезть в авто ночным воришкам.

В советское время, когда строились многоэтажки, конечно же, никто не рассчитывал, что  спустя годы будет такое количество автомобилей.

Что касается гаражей, то сейчас далеко не каждый может позволить вначале купить (к сведению, стоимость благоустроенного гаража в Рогачеве  сейчас колеблется от 3,5 - 4 до 5 тысяч долларов, что, зачастую,  обходится дороже многих подержанных авто) или построить гараж, а потом еще и приобрести автомобиль.

Сотрудники Госавтоинспекции часто выезжают по вызовам жильцов домов, которые крайне недовольны такой ситуацией, и при любой возможности сообщают в милицию.

Только вот для того, чтобы решить эту довольно непростую проблему, одними протоколами не обойтись, необходимо строительство или благоустройство парковочных мест во дворах, открытие платных стоянок, строительство гаражных кооперативов. Пока же и жители домов, и автовладельцы оказались заложниками сложившейся ситуации.

Проблему изучала Жанна ШЕБАШЕВА.

P.S.Сегодня Беларусь считается самой автомобилизированной страной СНГ: на каждую тысячу жителей приходится свыше 260 машин. И ситуация, бесспорно, в плане парковки будет усугубляться с каждым годом.

Поделиться своим мнением по этой наболевшей проблеме можно на сайте газеты «Свабоднае слова» (www.slova.by).