Colors: Orange Color

25 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Белорусским банкам запрещают менять ставки по кредитам в одностороннем порядке и брать плату за некоторые услуги, касающиеся кредитования. Это предусмотрено изменениями в Банковский кодекс, которые вступают в силу с 29 октября, сообщила заместитель начальника главного юридического управления Национального банка Елена Орда сегодня журналистам в пресс-центре БЕЛТА.

Важные новшества касаются защиты интересов граждан - клиентов банков. Так, банки не смогут сами изменять ставки процентов по кредитам и вкладам в худшую для потребителя сторону. "Банкам запрещается в одностороннем порядке увеличивать процентную ставку по кредиту или уменьшать ее по вкладу", - пояснила Елена Орда.

Исключение - случай, когда договором установлена переменная процентная ставка, определенная через показатель, изменение которого происходит независимо от решения банка (например, когда ставка по кредиту или вкладу привязана к ставке рефинансирования Национального банка).

Устанавливается запрет на взимание платы за предоставление информации об условиях кредитования и рассмотрение заявления о предоставлении кредита, а также за открытие банковского счета и зачисление на него кредита, если условиями кредитного договора предусмотрено открытие счета.

Кроме того, вводится запрет на ограничение банками выбора страховщика и оценщика при кредитовании потребителя. Так, если условием заключения кредитного договора с гражданином является предоставление дополнительных платных услуг (например, страхование или оценка стоимости объектов гражданских прав), то физлицо не может быть ограничено в выборе страховой организации или исполнителя оценки. Более того, в случае отказа гражданина от оказания ему дополнительных платных услуг банки обязаны предложить альтернативный вариант предоставления кредита (сопоставимого по суммам и срокам) без "навязывания" таких услуг.

В обновленном Банковском кодексе также уточняются условия и порядок прекращения деятельности банка, расширяется перечень видов безналичных расчетов, изменяется порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну.-0-

13 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Постановлением Совета Министров и Национального банка Беларуси от 11 сентября 2018 года №658/12 утверждена антиинфляционная программа, сообщили БЕЛТА в пресс-службе правительства.

Цель программы - создание условий для устойчивого экономического роста, развитие конкуренции и снижение инфляционных ожиданий. Документом предусмотрены меры, направленные на ликвидацию существующих диспропорций в ценообразовании и уменьшение темпов роста административно регулируемых цен и тарифов; совершенствование налоговой политики в части прозрачности и предсказуемости на среднесрочный период; развитие конкуренции и снижение монополизации экономики; снижение инфляционных ожиданий и повышение доверия к экономической политике государства.

Программой определен количественный среднесрочный ориентир по уровню инфляции - поддержание на уровне 4%. Предполагается закреплять индикативный показатель прогнозного уровня базовой инфляции на очередной год в составе расчетных балансовых показателей социально-экономического развития Беларуси. В целях закрепления ответственности Национального банка за достижение стабильности цен в стране, усиления его операционной самостоятельности запланировано внесение изменений в Банковский кодекс.

Для безинфляционного экономического роста в 2018-2020 годах предусмотрены мероприятия, направленные на повышение доверия к национальной валюте, расширение сферы использования белорусского рубля. Достичь этого планируется посредством реализации мер, направленных на исключение использования иностранной валюты в расчетах на территории Беларуси, а также привязки цен, тарифов, ставок и других платежей к иностранной валюте.

Реализация отдельных мероприятий программы снизит влияние высокой волатильности цен на отдельные виды товаров, в том числе сезонных, будет способствовать установлению объективных цен на импортируемую продукцию, в особенности на товары критического импорта. Внедряются механизмы поэтапного перехода к регулированию цен на товары хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством порядка их установления и применения, а также установления тарифов на среднесрочный период на отдельные услуги естественных монополий, в том числе с учетом роста уровня доходов населения.

В сфере ЖКХ с 2019 года планируется поэтапное сокращение размеров перекрестного субсидирования населения (поэтапное ежегодное увеличение цен (тарифов) на энергоресурсы для населения и снижение для промышленности на сумму дополнительной выручки от реализации услуг населению). В 2018-2020 годах программой предусмотрена оптимизация затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг. Также планируется разработать и реализовать с 2020 года механизм поддержания достигнутого 100-процентного уровня возмещения тарифами затрат на оказание ЖКУ, позволяющий при принятии решений по изменению уровня тарифов основываться на определенных индикаторах возможного роста по статьям затрат.

В сфере перевозок пассажиров предполагается достичь к 2020 году следующего уровня возмещения населением затрат: городским автомобильным транспортом - не менее 80%, в том числе в областях - не менее 90% и в Минске - не менее 70%; пригородным автомобильным транспортом - не менее 65%; железнодорожным - не менее 60%. Также в этой сфере намечено установление порядка изменения тарифов на перевозку пассажиров городским, пригородным автомобильным, железнодорожным транспортом только на основе заранее утвержденных критериев и с определенной периодичностью, а на перевозку пассажиров городским, пригородным автомобильным еще и с ориентацией на изменение уровня доходов населения.

Также планируется достичь к 2020 году 100-процентного уровня возмещения затрат на оказание услуг электросвязи и почтовой связи общего пользования, тарифы на которые регулируются в соответствии с законодательством о ценообразовании. Это планируется реализовать в том числе за счет оптимизации затрат, что исключит повышение тарифов высокими темпами. Также в сфере услуг связи предусмотрено изменение тарифов на услуги сотовой подвижной электросвязи, доступа в интернет на основе заранее утвержденных критериев и с определенной периодичностью, учитывая интересы потребителей и поддержание инвестиционной активности поставщиков услуг.

В сфере фармакологии предполагается внедрение порядка регистрации предельных отпускных цен на лекарственные средства на основе принципов референтного ценообразования. Это исключит реализацию лекарственных средств по необоснованно высоким ценам.

В аграрной сфере запланировано проведение взвешенной ценовой политики с учетов внешних и внутренних факторов и внедрение методики определения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд в зависимости от эффективности переработки.

Также будет продолжен мониторинг изменения цен и сплошное обследование товарной номенклатуры реализуемой продукции за счет добровольного партнерства Министерства антимонопольного регулирования и торговли (заключения соглашений) с производителями, торговыми и общественными объединениями и внедрения электронных способов обработки данных.

В целом программа содержит 22 мероприятия.

Республиканским органам госуправления и иным госорганизациям, подчиненным правительству, Национальному банку, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в МАРТ информацию о ходе реализации антиинфляционной программы. МАРТ будет осуществлять мониторинг выполнения ими программы и ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информировать Совет Министров о ходе ее реализации.

Постановление правительства и Национального банка Беларуси от 31 августа 2015 года №733/17 "Об утверждении антиинфляционной программы" признано утратившим силу.-0-

4 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Строительная отрасль Беларуси должна максимально расширить спектр работ и услуг. Об этом заявил журналистам заместитель премьер-министра Владимир Кухарев сегодня на выставке "Будпрагрэс-2018", передает корреспондент БЕЛТА.

[caption id="attachment_112050" align="aligncenter" width="643"] Владимир Кухарев на выставке[/caption]

"Перед строительной отраслью ставится задача максимально расширять спектр работ и услуг, уделять много внимания внедрению новых технологий, использованию новых строительных материалов, которые не только повышают эффективность в строительстве, но и снижают его стоимость", - сказал Владимир Кухарев.

Вице-премьер ознакомился с экспозицией международной строительной выставки "Будпрагрэс-2018". На открытой площадке возле минского Футбольного манежа состоялась презентация автокрана рекордной грузоподъемностью 60 т белорусско-китайского предприятия "Зумлион-МАЗ". Новые автокраны начали серийно собирать в Могилеве на площадях "Могилевтрансмаша". Этот автокран способен поднимать практически любые грузы на высоту 20-этажного дома. Гостям выставки презентовали и другую крупно- и малогабаритную строительную и дорожную технику.

Владимир Кухарев отметил, что "Будпрагрэс" является значимым мероприятием для деловых кругов. "Здесь бизнесмены, представители строительных организаций завязывают новые контакты, что позволяет развивать международное сотрудничество и в дальнейшем внедрять новые технологии, повышать эффективность строительства", - добавил он.

Свои новинки на выставке демонстрируют строительные компании из Беларуси, России, Украины, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Китая, Бельгии и других стран. Коллективные экспозиции сформировали производители из Китая, Польши, Тверской и Новгородской областей России. Стенды разделены по тематике: строительные и отделочные материалы; фасад, кровля, изоляция; отопление, водоснабжение, сантехника, вентиляция; окна, двери, ворота, лестницы, роллеты; дизайн интерьера и предметы декора; строительные смеси и лакокрасочная продукция; плитка и гибкий мрамор; деревянные дома, дачи, сауны и бани; растения, предметы озеленения и благоустройства.-0-

Фото Андрея Покумейко, Егора Павлющика

22 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. РУП "Белтелеком" с 1 сентября повысит стоимость услуг доступа в интернет, некоторых пакетов услуг электросвязи, а также стоимость услуг видеоконференции. Такая информация размещена на сайте предприятия, сообщает БЕЛТА.

Повышение тарифов не коснется регулируемых услуг местной и междугородной телефонной связи, международной телефонной связи, услуг хостинга и некоторых других.

C обновленными тарифами можно ознакомиться на сайте "Белтелекома".-0-

17 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси с 18 августа изменяются розничные цены на моторное топливо, сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе концерна "Белнефтехим".

Стоимость автомобильного топлива на АЗС вырастет на 1 копейку. Цена 1 литра бензина АИ-92-К5-Евро составит Br1,31, АИ-95-К5-Евро - Br1,39, АИ-98-К5-Евро - Br1,6, дизельного топлива - Br1,39.-0-

17 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси осталось убрать 9% площадей зерновых, сообщает БЕЛТА со ссылкой на сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

По данным на 17 августа, зерновые и зернобобовые культуры убраны с 1,851 млн га, что составляет 91% запланированной площади. Всего по стране намолочено более 4,9 млн т зерна при средней урожайности 26,6 ц/га. В 2017 году по состоянию на 17 августа аграрии намолотили более 6 млн т зерна.

Уборочная кампания завершается в Брестской области: там убрано 98% посевных площадей. В Минской области урожай собран с 95,7% площадей, в Гродненской - с 95,5%, в Гомельской - с 90,3%. В Могилевской области работы завершены на 84,1% посевных площадей, в Витебской - на 79,6%.-0-

11 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Автомобильное топливо с 12 августа дорожает на одну копейку, сообщили БЕЛТА в пресс-службе концерна "Белнефтехим".

Цена 1 литра бензина АИ-92-К5-Евро составит Br1,3, АИ-95-К5-Евро - Br1,38, АИ-98-К5-Евро - Br1,59, ДТ - Br1,38. Решение о продолжении политики поэтапного повышения цен на автомобильное топливо концерн принял на основании мониторинга основных факторов, влияющих на стоимость моторного топлива. Это цены на нефть, налоговая нагрузка, уровень цен в сопредельных государствах, курсы валют и другие показатели. Учитывалось также финансовое состояние нефтеперерабатывающей отрасли страны.

За 7 месяцев 2018 года цена нефти для белорусских НПЗ по сравнению с аналогичным периодом 2017-го увеличилась на 35%. При этом цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке, выросли в среднем на 14%. "Текущий уровень цен на нефтепродукты на внутреннем рынке не компенсирует НПЗ обоснованные затраты на производство, в результате чего нефтеперерабатывающая отрасль по итогам работы за январь-июль получила убытки", - пояснили в пресс-службе концерна.

В "Белнефтехиме" добавили, что на внутреннем рынке концерн придерживается политики сдерживания цен. В настоящее время стоимость моторного топлива в Беларуси ниже, чем в соседних странах. "Сейчас каждый белорусский автомобилист фактически дотируется на 20-30 копеек на каждом литре топлива в зависимости от его вида - больше, чем тратится заводами на его производство. Поэтому концерн считает обоснованным установление цены, как минимум, на уровне, компенсирующем затраты НПЗ", - подчеркнули в пресс-службе. Здесь также обратили внимание, что в общих расходах белорусов на долю автомобильного топлива приходится 2,2%. Для сравнения: на услуги связи белорусы тратят 3,3%. В расходах транспортников стоимость бензина также составляет небольшую долю - 4,4%. То есть при росте цены на топливо на 10% их расходы увеличиваются не более чем на полпроцента, обратили внимание в концерне.-0-

30 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Банки в Беларуси не смогут в одностороннем порядке увеличивать проценты по кредитам. Это предусмотрено законом "О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс", который официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.

В законе прописан порядок установления размера процентов за пользование кредитом и подходов к начислению. Закрепляются два подхода к определению размера за пользование кредитом: в абсолютном числовом выражении (фиксированная годовая процентная ставка) и исходя из расчетной величины, привязанной к базовому показателю (переменная годовая процентная ставка). "Кредитодатель не вправе в одностороннем порядке увеличить размер процентов за пользование кредитом", - сказано на этот счет в законе. Условия кредитного договора, позволяющие это сделать кредитодателю, считаются ничтожными, поскольку ограничивают права кредитополучателей.

Кроме того, белорусы получили возможность досрочно погашать потребительские кредиты без уведомления банка. "Кредитополучатель - физическое лицо имеет право право досрочно возвратить (погасить) полностью или частично кредит на потребительские нужды с уплатой процентов за срок пользования кредитом без предварительного уведомления кредитодателя", - подчеркивается в обновленном Банковском кодексе. При этом взимание неустойки, штрафа, пени и других штрафных санкций за досрочный возврат не допускается.

Кодекс дополнился отдельной статьей, в которой оговорены особенности кредитования физических лиц. Так, предусмотрена возможность предоставления кредита только в белорусских рублях. Установлены требования, которые должны соблюдаться при заключении кредитного договора. В частности, клиент не может быть ограничен в выборе страховой организации или исполнителя оценки объектов гражданских прав. Банки обязали бесплатно предоставлять письменную информацию о стоимости дополнительных платных услуг. С физлиц не должна взиматься плата за информацию об условиях кредитования и рассмотрение заявления о предоставлении кредита и других документов, необходимых для этого, за открытие текущего банковского счета и зачисление на него сумм кредита, если условиями кредитного договора предусмотрено открытие счета. Более того, как минимум один из вариантов возврата физическим лицом кредита из всех предусмотренных в кредитном договоре должен быть бесплатным. Если человек отказывается от дополнительных платных услуг, которые ему предлагаются при заключении договора, ему должен быть предложен альтернативный вариант предоставления кредита, сопоставимого по суммам и срокам, но уже без них.

В обновленном законодательстве также закреплены отдельные практические аспекты взаимодействия банков, Национального банка и государственных органов в части получения и предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, совершенствуется деятельность небанковских кредитно-финансовых организаций.

Положения, касающиеся кредитования физлиц, вступают в силу после официального опубликования закона, которое состоялось 28 июля.-0-